Ирина ПЕТРУНИНА, начальник Управления дошкольного и общего образования МДО: – Отношение государства к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, к которым в первую очередь относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, – показатель гуманности современного общества.
2009 год стал первым годом реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства в Москве на 2009-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2008 года. Этот программный документ разработан при взаимодействии органов исполнительной власти и местного самоуправления и нацелен на дальнейшую оптимизацию семейной политики и социальной защиты детства в столице, сокращение уровня социального сиротства, создание условий и устранение причин, порождающих семейное неблагополучие.
В результате совместной деятельности Департаментов образования, семейной и молодежной политики, целенаправленной работы образовательных учреждений для детей-сирот по подготовке воспитанников к семейной жизни за 10 месяцев 2009 года на 13% по сравнению с 2008 годом увеличилось число детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, в том числе 23 человека усыновлены, 63 человека переданы под опеку, 14 человек устроены в приемную семью (в прошлом году таких детей было соответственно 11, 50, 15).
В прошедшем учебном году каждое окружное управление образования с учетом специфики округа разработало модели устройства воспитанников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на различные формы воспитания в семьи граждан. В настоящее время в округах приступили к их практической реализации.
В целом можно отметить, что начиная с 2007 года заметно активизировалась работа по устройству детей на воспитание в семьи граждан. Об этом свидетельствует устойчивая тенденция к сокращению контингента воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если по состоянию на 1 января 2007 года в 41 учреждении было 3049 воспитанников, то на 1 сентября 2009 года в 35 учреждениях уже 2399 воспитанников. Анализ комплектования этих ОУ показал, что за последние годы наблюдается уменьшение доли воспитанников дошкольного возраста. В настоящее время в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются 230 дошкольников, что составляет 15% от их количества. По сравнению с прошлым годом почти в 4 раза уменьшилось число детей, поступающих из домов ребенка Департамента здравоохранения (115 человек в 2008 году; 31 человек в 2009 году). В то же время примерно на прежнем уровне осталось число детей, направляемых в учреждения этого типа органами опеки и попечительства (294 человека в 2008 году, 224 человека в 2009 году), но при этом наблюдается сокращение числа детей после отмены опеки и усыновления.
Основной контингент воспитанников – это дети школьного возраста (1822 человека, или 74%), учащиеся учреждений профессионального образования, студенты вузов (347 человек, или 11%). Анализ социального состава воспитанников практически не меняется: круглых сирот насчитывается 5%, остальные дети – социальные сироты.
Мы должны четко осознавать, что каждый ребенок имеет субъективное право жить и воспитываться в семье. Действующий Семейный кодекс РФ, следуя требованиям положений Конвенции ООН о правах ребенка, закрепляет принцип приоритета семейного воспитания детей, лишенных родительского попечения. С тем чтобы семья была доступна и таким детям, федеральным законодательством предусмотрены различные институты, такие как усыновление, опека (попечительство), приемная семья.
Следует понимать важность и необходимость процесса подготовки детей к передаче на семейные формы воспитания.
В образовательных учреждениях сформировался опыт использования различных форм и методов, включающих как изучение мотивации детей и их желаний перейти в замещающие семьи, так и формирование представлений о роли сына, дочери в семье, обсуждение взаимоотношений с родственниками, родителями, расширенной семьей и ряд других проблем.
Диагностическая работа, проведенная с помощью специально разработанных анкетирований, индивидуальных бесед, рисуночных методов, позволила выявить различное отношение разных возрастных групп к возможности воспитываться в семье. Среди воспитанников 4-10 лет доминирует положительное отношение к воспитанию в семье. Все дошкольники и подавляющее большинство младших школьников положительно отзываются о возможности семейного устройства. В возрастной группе от 10-16 лет наблюдается увеличение количества детей, желающих воспитываться в семье. В обеих возрастных группах есть те, кто отрицает возможность иметь патронатных родителей, что связано или с идеализацией кровной семьи, или с различными страхами, относящимися к «новым» родственникам (среди них: страх запрета общаться с родными, страх насилия и пр.). Коррекционная работа в таком случае проводится с ребенком индивидуально. Ребята, относящиеся к группе выпускников, то есть к возрастной категории от 16 до 18 лет, преимущественно уже не стремятся к семейной опеке, а более направлены на создание собственных семейных отношений.
Кроме того, к сожалению, не каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на семейные формы воспитания. Результаты проведенной в 2008 году диспансеризации воспитанников показали, что каждый из них состоит на медицинском учете по двум и более соматическим заболеваниям, чаще всего отягощенным нервно-психическими расстройствами. Детей-инвалидов среди воспитанников – 210 детей, из них с ВИЧ-инфекцией сегодня 18 человек.
Именно для того чтобы семья была доступна и такой категории детей-сирот и подросткам из числа лишенных родительского попечения, по инициативе Департамента образования ведется работа по развитию патронатного воспитания. Следует отметить, что определение воспитанников на патронатное воспитание в Москве началось еще в 1996 году, когда этой проблемой стал заниматься детский дом №19 Центрального окружного управления образования. В 2003 году в каждом административном округе на базе 10 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была открыта городская экспериментальная площадка «Патронатное воспитание. Инновационные процессы развития системы патронатного воспитания в детском доме».
В настоящее время в 18 учреждениях работают уполномоченные службы по патронатному воспитанию, которые осуществляют подготовку детей, проживающих в условиях детского дома, к жизни в патронатной (замещающей) семье, подготовку потенциальных патронатных воспитателей и сопровождение патронатных семей.
Информация к сведению
За 10 месяцев 2009 года уполномоченными службами подготовлены:
– 346 детей, которые могут быть устроены на патронатное воспитание в семьи граждан;
– 73 патронатных воспитателя;
– 79 граждан, выразивших желание принять детей на воспитание в семью.
В каждом окружном управлении образования созданы банки данных по детям, переданным на патронатное воспитание, патронатным семьям, детям, подготовленным к проживанию в условиях патронатной семьи. Наиболее активно работа по определению воспитанников в патронатные семьи ведется в Западном (детский дом №2 и школа-интернат №8), Юго-Западном (детский дом №37) и Северо-Восточном (детский дом №59) округах.
Принятие Закона города Москвы «Об организации опеки и попечительства в городе Москве» позволит считать патронатное воспитание одной из форм семейного устройства. Мы готовы создать уполномоченные службы по патронатному воспитанию в каждом образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые также будут выполнять функции по сопровождению семей, принявших ребенка на воспитание.
Хотя наилучшей формой устройства детей-сирот стала семейная, к сожалению, еще долгое время интернатные учреждения будут оставаться в России основным институтом социализации детей-сирот. Процесс социального становления личности ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении, имеет свои особенности. Его деятельность полностью регламентируется взрослыми, что может порождать инфантилизм, иждивенчество, низкий уровень волевой организации личности. Отсутствие возможности осуществить свободный выбор вида деятельности приводит к тому, что ребенок не умеет занять себя и самостоятельно организовать свое время. Общение с детьми и взрослыми носит для него обязательный характер, что впоследствии тормозит развитие навыка свободного, избирательного общения.
Весь уклад жизни в учреждении приучает ребенка к тому, что его обеспечивают и обслуживают. Впоследствии у выпускника такого учреждения нет стремления трудиться, встать на ноги. Подросток, так и не научившийся создавать нормативы собственной деятельности, самоутверждается посредством игнорирования правил, нарушения моральных норм, не подчиняясь взрослым.
Многое сделано, но необходимы качественно иные подходы к социализации детей-сирот, при которых ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность.
Считаю, что новым и эффективным подходом может стать и вовлечение детей-сирот в добровольную социально полезную (волонтерскую) деятельность.
Ярким примером в этом направлении стала деятельность детских домов Северо-Восточного округа. Благотворительный фонд «Орден милосердия» разработал социальную программу «Подари сердце старшему другу» по вовлечению детей-сирот в деятельность социальных служб, нацеленную на организацию помощи пенсионерам по различным бытовым вопросам. Первоначально только воспитанники детского дома №59 участвовали в акциях. В 2009 году в деятельность фонда вовлечены и воспитанники детского дома №5. Они принимают участие в реализации программы «Дети – детям», действующей на базе Центра лечебной педагогики «На Королева», по оказанию помощи детям-инвалидам. Немаловажное значение имеет шефская помощь воспитанников детских домов домам-интернатам для ветеранов труда и Великой Отечественной войны, куда дети выезжают с концертными программами к праздничным датам. Наиболее востребованной для воспитанников детских домов стала волонтерская деятельность студентов московских вузов. Свидетельство успеха такого направления – взаимодействие воспитанников детского дома №14 (Зеленоград) и Московской государственной академии делового администрирования.
Вовлечение детей-сирот в социально значимую деятельность – это всего лишь одна из возможностей совместной деятельности разных секторов общества для решения социальных проблем. Эта деятельность направлена на цели, выходящие за рамки групповых, она ориентирована одновременно и на процесс, и на результат, способствует формированию навыков позитивного общения, гражданской позиции молодого человека.
Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе – уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация.
В рамках городской экспериментальной площадки разработаны и апробируются 14 программ социально-личностного развития воспитанников образовательных учреждений (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), рассчитанных на возраст от 6 до 23 лет, в том числе «Практикум социальной компетентности», «Экономическая грамота», «Учимся сотрудничать», «Гендерное воспитание», «Дочки-матери», «Подготовка к будущей семейной жизни», «Подготовка к осмысленному и успешному родительству» (отдельно для девушек и для юношей, находящихся в постинтернатных группах).
Совместно с Московским центром труда и занятости молодежи «Перспектива» с воспитанниками старших классов ведется работа по программе «Содействие профессиональному самоопределению социально-трудовой адаптации и трудоустройству воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот».
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации и интеграции в обществе, создания коррегирующих условий для постепенного перехода выпускников от коллективной к самостоятельной жизни в учреждениях созданы 17 постинтернатных групп, в которых воспитываются 157 человек. На каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная программа помощи и при необходимости психолого-коррекционной деятельности. Результаты ее реализации фиксируются в социальной карте воспитанника.
Для продолжения социализирующих программ подготовки детей к самостоятельной жизни в некоторых образовательных учреждениях оборудованы помещения по типу однокомнатной квартиры, где организовано личное пространство подростка. Будущие выпускники имеют возможность самостоятельно приготовить пищу при полном самообслуживании. Эта форма позволяет формировать ответственность ребят за принимаемые решения, повышает их адаптивные возможности.
Несмотря на это основной проблемой выпускников, особенно выпускников специальных (коррекционных) учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стал низкий уровень их готовности к самостоятельной жизни. Для успешной адаптации в социуме необходима преемственность воспитательного воздействия как при переходе из детского дома в учреждение профессионального образования, так и на момент выпуска из колледжа.
В настоящее время в колледжах начата работа по заключению трехсторонних договоров между предприятием, обучающимся и образовательным учреждением о прохождении производственной практики обучающихся с возможностью их дальнейшего трудоустройства на эти места. Важным условием успешности выпускника учреждений начального и среднего профессионального образования должно стать психолого-педагогическое сопровождение процесса его трудовой адаптации, составление индивидуальных планов каждого выпускника. Вместе с тем нас не может не тревожить то, что ни один из органов исполнительной власти не отслеживает ситуацию по адаптации детей-сирот в трудовых коллективах.
Назрела необходимость создания уполномоченных служб в каждом образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования, которые будут выполнять функции по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в вопросах их трудовой адаптации.
Комментарии