search
main
0

Патриотизм – понятие сложное Об учебном пособии А.Ф.Никитина “Основы обществознания” (8-9 кл.). М., “Дрофа”, 2000

Плохо, когда чего-то необходимого недостает, но не меньше затруднений вызывает и избыток того, что хотелось бы иметь, но о чем весьма скудна информация.

Последние два года двадцатого столетия оказались чрезвычайно урожайными на учебные пособия по обновленному курсу “Обществознание”. Если раньше школа довольствовалась в этой области методически выверенными учебниками, созданными коллективом педагогов под руководством Л.Н.Боголюбова, и сомнительного свойства пособиями Я.В.Соколова, то к настоящему времени на ученическую парту готовы лечь, помимо упомянутых, учебные книги В.О.Мушинского, А.И. Кравченко и Е.А.Певцовой, А.Н.Иоффе, О.В.Кишенковой и С.В.Тырина, А.Ф.Никитина и др. Как рядовому учителю разобраться в этом изобилии пособий, учитывая при этом известные трудности их приобретения?
Представляется, что помочь могут по возможности непредвзятые характеристики предложенных школам пособий. Пусть педагоги выскажут свои впечатления от них. Чем больше будет таких отзывов “от станка”, тем легче учителя и руководители образования сориентируются в том, о чем они, как правило, узнают из проспектов и рекламы.
Хотелось бы написать о своих впечатлениях от совсем недавно опубликованных издательством “Дрофа” пособий “Основы обществознания” для 8-х и 9-х классов. Автор А.Ф.Никитин – не новичок в области подготовки учебных и методических материалов по обществознанию, гражданско-правовому образованию. Хорошо известны его учебные пособия “Право и политика” (9 кл.), “Граждановедение” (3-4 и 5-7 кл.), “Основы государства и права” (10-11 кл.), “Права человека” и др.
И вот перед нами его последняя работа. В обращении к читателям автор пишет, что здесь использованы уже апробированные материалы некоторых учебных книг, вышедших ранее. Разумеется, эти материалы в значительной мере переработаны и дополнены в соответствии с замыслом данного учебного пособия. В результате получился в известном смысле синтез испытанного ранее и нового в области обществознания. Представляется, что включение А.Ф.Никитиным в новый учебник некоторых апробированных материалов методического и содержательного характера способствует увеличению доверия к нему педагогов, не склонных в выборе пособий для своей работы ограничиваться рекомендациями рекламных проспектов.
Внимательное ознакомление с пособиями убеждает в их очевидной направленности не только на снабжение учеников знаниями о человеке, обществе в целом и основных его сферах, но и главным образом на воспитание у них черт гражданственности: социальной активности и ответственности, патриотизма, убежденности в конечной победе сил добра над силами зла. Автор не счел нужным скрыть от детей противоречия, в изобилии встречающиеся на пути познания человеком своей человеческой сути и своего места в обществе. Он убежден: “Не следует пугаться этих противоречий: мудрый, спокойный, добрый человек, овладевший необходимым количеством гуманитарных знаний и сознающий свое высокое предназначение в этом мире, всегда найдет из них удовлетворительный выход”. В связи с этим следует подчеркнуть такое свойство текста пособий, как полифоничность. Часто А.Ф.Никитин представляет на суд ребят различные точки зрения на ту или иную проблему, побуждая их по возможности самостоятельно (и при этом аргументированно) определять свою собственную позицию.
Объясняя ученикам сложные вопросы обществознания, автор стремится по возможности избегать излишнего теоретизирования, обращая прежде всего внимание на то, что может пригодиться в обычной, нормальной жизни гражданина, квалифицированного работника, семьянина. Однако это не значит, что текст учебников упрощен и отличается “ползучим эмпиризмом”. В каждом параграфе можно найти темы, идеи, положения, которые при желании станут основой теоретических размышлений.
Автор не боится поднимать актуальные, но достаточно острые вопросы общественной жизни. Так, например, целый параграф он посвящает проблеме патриотизма.
Действительно, тема урока далеко не бесспорна. Автор рекомендует обратить преимущественное внимание на содержательную ее сторону, в особенности на сущность и значение ключевого понятия “патриотизм”.
Большевики в первые годы после революции исключили это слово из обихода, поскольку они ориентировались на всемирную революцию, с которой никак не сочетались понятия “Родина”, “Отечество”, “патриотизм”. (Вот почему видный большевик Троцкий восклицал: “Будь проклят патриотизм!”). Россия рассматривалась ими лишь в качестве стартовой площадки полета в коммунистическое общество. И лишь в годы войны, которую назвали Великой отечественной (интересно, что по-английски она звучит – Great Patriotic War), появился гимн, специально написанный для СССР (его качество – отдельный вопрос). Когда над страной нависла угроза иностранного нашествия, сразу же пригодилась идея патриотизма, вспомнили великих защитников России Невского, Минина, Пожарского, Суворова и Кутузова, были востребованы люди-патриоты.
А.Ф.Никитин справедливо отмечает, что в последнее время в использовании понятия “патриот” опять возникла путаница. Популярность приобрело высказывание жившего в XVIII веке английского критика и лексикографа Самюэла Джонсона: “Патриотизм – последнее прибежище подлеца”. Причем понимать этот афоризм в основном стали в том смысле, что патриот – это подлец, хотя скорее всего автор имел в виду то, на что обратил внимание великий педагог К.Д.Ушинский: патриотизм, любовь в Родине – последнее высокое качество, которое исчезает у нравственно опустившегося человека.
К сожалению, идея патриотизма, патриотические чувства населения сплошь и рядом используются политическими негодяями для решения их черных замыслов. Очень умело, например, спекулировали любовью к родине немецкого народа фашисты. Бешено “раскручивают” оскорбленные национальные чувства чеченцев разного рода экстремисты, религиозные фанатики и террористы, среди которых немало международных. Все сепаратисты в своих антиконституционных действиях апеллируют исключительно к патриотическим чувствам соплеменников (параллельно поощряя и проявления национализма). Но это не значит, что следует вместе с грязной водой (политическим экстремизмом и политиканством) выплескивать и младенца (чистое чувство любви к родине). И автор прав, уделяя этому сложному вопросу должное место в пособии, адресованном тем, кому вскоре придется с головой окунуться в бурные волны общественных катаклизмов.
Учебный материал распределен по параграфам в основном равномерно, но некоторым из них целесообразно уделить по два урока. В таком сложном, многослойном по содержанию пособии трудно было не использовать разные пути преподнесения основного материала в текстах параграфов. Одни темы изложены в стиле, близком к академическому. Их усвоение сопряжено со значительным интеллектуальным напряжением, повышенным вниманием. Другие оформлены в более живой, “сказовой” форме, которая, конечно, легче воспринимается и не требует дополнительных умственных усилий.
Материал пособий отличается дидактическим разнообразием. В пособии помимо основного текста имеются подсобные разделы, помогающие глубже освоить тему урока, многие нюансы ее содержания.
В основном тексте урока изложен минимум материала по обозначенной теме, поэтому желательно знакомство с разделом “Калейдоскоп мнений”. В нем действительно можно встретить спорные, неоднозначные суждения. К тому, что такие точки зрения существуют, нужно привыкать. Ученики имеют возможность выбрать те мысли, которые им наиболее дороги, и те, с которыми они не согласны. И в том, и в другом случае они могут пояснить свои позиции.
“Задания для самостоятельной работы” различны по сложности. Многие из них побуждают к размышлениям, обобщениям, поиску нестандартных решений.
Значительного внимания достойно содержание раздела “Это полезно знать”. Читая эти материалы, ученики получают возможность обратить более пристальное внимание на свой внутренний мир, попытаться понять самих себя. Не исключено, что какие-то мысли побудят их продолжить размышления на эту же тему, самостоятельно найти решения обозначенных проблем. Другие сведения в этом разделе помогут им найти выход из непростых жизненных ситуаций, в которые, увы, каждый попадает довольно часто.
Важен раздел урока – “Темы для рефератов, обсуждений, сообщений”. Очень хорошо, если у детей найдется время поспорить и написать небольшие работы на эти темы. Но в любом случае стоит задумываться над заложенными в них вопросами. Научившись разбираться в них, ученики достигнут неплохого уровня в своем политическом и правовом, гражданском образовании.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что учебные пособия А.Ф. Никитина отличаются доступным изложением непростых положений с учетом “зоны ближайшего развития” школьников (позволяющей “забегать” немного вперед, “подтягивая” интеллектуальные возможности учащихся к разумному максимуму); энциклопедизмом организации материала; опорой на самостоятельное мышление детей; сдержанным плюрализмом изложения точек зрения на общество- и человековедческий материал пособия, возможностью выбора материала, раскрывающего ту или иную тему; максимально доступной для учебного пособия литературностью стиля текстов, несущих образовательно-воспитательную нагрузку.
Справедливости ради надо отметить, что некоторые тексты пособия имеют едва ощутимый оттенок дидактической проповеди. Многие считают, что в современных условиях проповедь, обращенная к детям, бесплодна, ибо явно выбивается из привычного им потока телевизионно-компьютерной информации. Позволим себе не согласиться с этим мнением. Убеждены, что и в условиях современных лихорадочных общественных отношений не следует пренебрегать нравственными проповедями. Сейчас тихое слово добра, раздумий, поисков истины оказывается в дефиците. В нашем безумном, сорвавшемся с цепи мире ребенку не хватает разумного, тихого слова. В рассмотренной учебной книге он может его найти.

Максим БРАНДТ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте