Каждый год в строго означенное время случается в школьной жизни явление под названием «Месячник героико-патриотической работы». Отношусь к этому событию настороженно. Объясню почему: всегда возникает ощущение, что поступила команда обострить чувство любви к Родине. Может, я утрирую, но уверена: что-то нужно менять в общепринятом перечне мероприятий, которые зачастую вызывают в детях тягостное: «Ну вот опя-я-я-ять!»
Конечно, встречи с ветеранами дело нужное и важное. Но ведь большинство из них (и большинством-то уже назвать сложно тех немногих, кто жив по сей день) люди, мягко говоря, немолодые. Встречи с молодежью дело волнительное, хлопотное, зачастую сопряженное с серьезными испытаниями для их здоровья – нелегко дойти, а уж о переживаниях, связанных с военными воспоминаниями, и говорить нечего. Наверное, правильнее было бы просто поздравлять их дома со всеми праздничными датами и оказывать помощь в течение года, не скупясь на временные и физические затраты. Далее. Много лет в перечне мероприятий значится «Посылка воину-земляку». Конечно, получить такой замечательный привет-гостинец накануне 23 Февраля приятно каждому военнослужащему. Но кто этот солдат? Почему мы шлем ему? Зачастую эти вопросы остаются без ответов. А ведь есть один момент, который меня… ну, так скажем, смущает. Сейчас редко отправляют ребят служить в дальние регионы. Как правило, служба проходит недалеко от родного дома – вот и стараются родители, ездят каждые две недели с «продуктовыми корзинами» к своим чадам. Пионерский лагерь, а не армия. Но ведь так случается не у всех. Есть те, кому и посылку собрать некому. Или не на что. Вот такого земляка мы и разыскали в этом году, отправили ему то, что может порадовать парня во время службы, предложили поддерживать связь, а по окончании «военного срока» встретиться. Еще одно мероприятие – конкурс «Юноша третьего тысячелетия». В городском этапе предложили поучаствовать десятиклассникам. Программа конкурса впечатлила:1. Я – Личность!2. Я – Гражданин!3. Я – Патриот!4. Я – Спортсмен!5. Армейская жизнь.Но вот содержание… Судите сами: Третий конкурс «Я – Патриот!» состоит из двух частей:1-й этап «Сигнал, подъем!» – «Необходимо надеть на себя комплект военной формы одежды… по окончании выполнить команду «Заправься!».2-й этап «К службе готов!» – «Разборка и сборка автомата АК-74 на время».Неужели ПАТРИОТИЧНОСТЬ современного молодого человека измеряется его умением надеть на себя комплект военной формы и средств индивидуальной защиты?А от испытания «Армейская жизнь» и вовсе пахнуло нафталином. Среди прочего участникам предлагалось написать письмо и в нем отразить «представление об армейской жизни, значение и важность исполнения гражданского долга» и т. п.Написать письмо? Вы давно держали в руках письмо, написанное из армии солдатом-срочником? Вы вообще давно держали в руках бумажное письмо в наш век Интернета и мобильной связи? Боюсь, эта форма общения современным молодым людям не знакома и уж точно не имеет места быть в современной армии. Представление о том, что такое армия, раньше давали так называемые допризывные сборы, когда юношей 15-16 лет в военно-полевых условиях учили самостоятельно готовить пищу, натягивать палатки, копать окопы, собирать-разбирать оружие, стрелять, осваивать приемы рукопашного боя. Юноши бегали кроссы, ежедневно подолгу упражнялись физически, маршировали, следили за чистотой своей одежды и обуви, проводили политинформацию. И все это в течение трех недель вдали от дома. Много полезного давали военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», где ребята получали знания связистов, медиков, регулировщиков движения и т. п.Сейчас, к сожалению, военизированные сборы ограничиваются неделей в конце мая, когда десятиклассники на территории школьного двора упражняются физически и затем расходятся по домам – голодные, усталые и недовольные впустую потраченным временем.Мне кажется, готовить «юношей третьего тысячелетия» нужно системно и профессионально, непременно ставя целью дать наиболее полное представление о том, что такое служба в армии, а не отделываться разовыми и, по сути, бесполезными конкурсами-однодневками…Еще один момент, на котором хочется остановиться. Конечно, защищать Родину – мужское дело. Но ведь патриотическое воспитание касается всех, и наши девочки – будущие матери защитников Отечества – должны иметь четко выраженную гражданскую позицию. Чаще всего им выпадает оформлять «боевые листки», стенгазеты к 23 Февраля, болеть за мальчишек во время военно-спортивных соревнований, помогать в подготовке уроков Мужества. Но есть в нашем активе то, что объединяет всех, – театрализованные постановки по произведениям о Великой Отечественной войне. Мы ставили спектакли по «Судьбе человека» М.А.Шолохова, главе «Смерть и воин» поэмы А.Т.Твардовского, «Молодой гвардии» А.А.Фадеева, «Сыну артиллериста» К.С.Симонова, проводили урок Мужества по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», серию музыкально-литературных композиций по военным произведениям Бориса Полевого, Арсения Тарковского, Роберта Рождественского.В этом году мы поставили мини-спектакль по главе «Два солдата» из бессмертной поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Репетировали, создавали декорации, готовили костюмы и собирали по всему городу военный реквизит. По-моему, вышло очень трогательно и проникновенно: история о том, что русский труженик-солдат и в Гражданскую, и в Отечественную остается надежным защитником своей многострадальной и горячо любимой Родины. А еще он живой и юморной, как легендарный Теркин (в исполнении Родиона Раскольникова), умудренный военным опытом старый служивый (роль Ильи Бороненко), которого есть за что уважать той, что дождалась со всех войн (роль старухи исполнила Настя Литвиненко). Нам еще предстоит конкурс чтецов на заключительном этапе месячника героико-патриотической работы. И хочется верить, что прочувствованное исполнение стихов о войне и патриотическом долге защитников Отечества будет искренним и осознанным, потому что, если вдуматься, становится ясно: растет новое поколение – духовное, нравственно зрелое, перспективное, способное уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. Наверное, можно много говорить о том, как формировать гражданскую компетенцию у подрастающего поколения. Но вместо этого позволю себе пространную цитату «Апологии сумасшедшего» Петра Яковлевича Чаадаева: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы».Не правда ли, звучит актуально? Я, во всяком случае, готова к «мировоззренческой перезагрузке», которой требует время от всех (педагогов в первую очередь), кто сегодня хоть как-то способен влиять на умы молодых…Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Гукова Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии