Всякий раз, когда в умах наших чиновников рождается инициатива проведения какого-то торжества по случаю памятной даты, вызывает большое сомнение успех этой инициативы. Так было уже с Годом учителя. Думаю, что это был просто фарс. Год 2010-й прежде всего был годом 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. А это, конечно, отодвинуло учителя на второй план, хотя именно он, учитель, воспитал настоящих патриотов, защитивших Родину от фашистской чумы в 1941-1945 годах. Да и все те мероприятия в Год учителя проходили в большинстве своем формально, по-дежурному… Коренных перемен в положении самого учителя, настоящего чествования педагогов в больших и малых городах, в поселках и деревнях, где они обучают и воспитывают детей, не состоялось. Но галочку в свой актив власти поставили.
Нынешний год богат на памятные исторические даты, потому его и объявили Годом российской истории. Это и 1150-летие с момента образования государственности у славянских народов. Это и 770-я годовщина победы войск Александра Невского на Чудском озере над рыцарями-крестоносцами. Мы до сих пор помним пророческие слова: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» 2012-й год – это 400-летие со дня освобождения Москвы от поляков-интервентов и окончания Смутного времени на Руси. Мы будем отмечать и 200-летие Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы. Можно было бы широко отметить 150-ю годовщину со дня рождения П.А.Столыпина, которого сегодня так часто упоминают наши государственные мужи как грандиозного реформатора России в начале ХХ столетия. Тридцать лет назад в учебниках истории Столыпин был представлен в основном как носитель провалившейся второй крестьянской реформы и как изобретатель жесточайших карательных мер против тех, кто осмелился выступать против царского правительства. Одним словом, 2012 год – это действительно год нашей истории.На школу уже навалилась армия чиновников с требованиями принять участие в многочисленных конкурсах по случаю юбилейных дат. Требуют участия не только учителей истории и литературы со своими воспитанниками, но и учителей труда с поделками детей. И все это с благой целью воспитания патриотизма. Будто изготовим из папье-маше солдатика времен Отечественной войны 1812 года, и мы уже патриоты. Патриот воспитывается десятилетиями, воспитывается окружающей средой, системой образования и воспитания, государственным устройством и многими другими звеньями, составляющими единую систему. Не берусь анализировать все, а вот на одном из звеньев хотел бы остановиться.Не секрет, что государство важную роль в воспитании патриотизма отводит школе, и особенно гуманитарным наукам. Но я убежден, что патриота воспитывают не только на уроках истории и литературы, его воспитывает вся школа, ее уклад, ее славные традиции… А если говорить об уроках истории, то создается впечатление, что учебники для них писали антипатриоты нашего Отечества. Сорок семь лет я преподаю историю, имею право об этом говорить свободно. Не скрою, что я в определенной степени обучен и воспитан в духе верности идеалам героического прошлого нашего народа. Мы росли и воспитывались на героических примерах и подвигах наших предков. Это же я стараюсь передать своим ученикам. Однако с каждым годом работать все сложнее и сложнее.За последние десятилетия значительно урезаны часы на изучение истории. Объем же учебников не только не сократился, но даже значительно вырос. Возьмите в руки учебник для 11-го класса (авторы Н.В.Загладин и другие), что рекомендован Минобрнауки Российской Федерации, и вы убедитесь в моей правоте. Изучить историю России ХХ и начала ХХI века за полтора часа в неделю по такому учебнику невозможно. К тому же переход с линейной структуры на концентрическую при изучении истории, по моему убеждению, – это сознательное вредительство. Так запутывать детей, мешая всеобщую историю с историей Отечества, могут только те, кто хочет, чтобы все росли Иванами, не помнящими своего родства.А загляните в учебный план начальной школы. Исчезла родная речь, ввели литературное чтение в усеченном варианте. Всего 3 часа в неделю. Зато ввели 2 часа на изучение иностранного языка, 2 часа на изучение окружающего мира, 1 час на изучение православной культуры. Вместе с тем сократили математику на 2 часа, убрали один час на трудовое обучение и воспитание. Вот такой фундамент знаний мы закладываем сызмальства. Недавно один из высокопоставленных чиновников сетовал, что командно-бюрократический аппарат разросся до 20 миллионов человек. И при этом в стране острая нехватка рабочих рук. Да и откуда же им взяться, если мы с самого раннего детства вкладываем в сознание ребенка, что труд в нашей стране необязателен. Обязательным стал теперь для детей родительский тугой кошелек. А «Наши» ежегодно съезжаются на озеро Селигер, чтобы потусоваться, вместо того чтобы поехать на ударную стройку. Не «Наши» же пополняют ряды наркоманов и алкоголиков. Но в период предвыборных кампаний вся молодежь востребована – на митингах знаменами от той или иной партии кому-то ведь махать надо.Зато «заидеологизированные» учебники, где, по мнению критиков, слишком много приводилось примеров «ура-патриотизма», сменили на другие. В учебнике истории для 8-го класса под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной Бородинская битва вместилась в 31 строку книжного текста. И всего два имени упомянуты – Наполеон и Кутузов. Это же можно сказать и об обороне Севастополя во время Крымской войны. На этих героических примерах воспитывались советские чудо-богатыри, которые насмерть стояли перед фашистскими полчищами. И снова об этом ни слова теперь уже в учебнике истории 11-го класса. А героической обороне Брестской крепости авторы отвели всего два предложения. Более одиннадцати тысяч Героев Советского Союза, есть среди них и дважды и трижды удостоенные этого высочайшего звания. Но о них, а тем более об их подвигах, в учебнике истории ни слова. На каких же примерах воспитывать патриотов?При таком подходе к оценкам исторических событий боюсь, что через 10-20 лет и вовсе Великую Отечественную войну будут изучать на одном уроке в обобщенном виде. А героями назовут абрамовичей, чубайсов, кудриных и им подобных. А звание Героя России присвоят «великому историку» Сванидзе. И это не вымыслы мои, ведь летят же сегодня нескончаемым потоком приказы о проведении бумажных конкурсов на патриотическую тему. Бюрократическая машина работает. Чиновникам от образования будет чем отчитаться перед вышестоящим начальством о колоссальной работе по патриотическому воспитанию в Год нашей славной истории. Но если идея патриотизма в общественном сознании сегодня является приоритетной, то надо бы помнить, что патриот – имя существительное одушевленное. Значит, нужно работать с человеческой душой, а не с бумагой!Для шелаевской школы 2012-й тоже особый год, юбилейный. В нашем селе светская земская школа появилась в 1912 году. К дате мы готовились заранее. Написали историю школы, собрали материал о ее учителях, открыли экспозицию «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Мы гордимся своими учителями – и теми, кто работал до нас, и теми, кто работает теперь. Мы гордимся своими выпускниками.Государственные мужи никак не найдут ту главную идею, вокруг которой можно сплотить народ, двинуть экономику к процветанию, добиться высокого уровня благосостояния каждого жителя России. Думаю, что ответ стоит искать не в глубинах философских академических рассуждений. Надо просто быть патриотами своей школы, малой родины и большой России.Василий ПОДЕРЯГИН, директор школы, с. Шелаево, Валуйский район, Белгородская область
Комментарии