Когда я проработала в школе года три, тогдашний директор как-то пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Пойдешь на городской конкурс «Учитель года», возьмешь призовое место в любой номинации». Заметив мое недоумение, присутствовавшая при этом завуч тихо произнесла: «Не забудь, у тебя здесь дети учатся». К тому времени я уже знала значение сей магической фразы, а именно руку под козырек – и вперед, куда прикажут.
Приехав на первую консультацию в городское управление образования, я с некоторой грустью отметила, что большая часть претендентов куда моложе меня, мамы троих детей с десятилетним стажем преподавательской работы в университете за плечами и с малым опытом (пока) работы в школе. На другом конце конференц-зала, оглядываясь по сторонам, стояла женщина, явно принадлежавшая к моему поколению. Мы улыбнулись друг другу, сели рядом – да так и держались вместе до самого финала.
Уже во время первой встречи выявились некоторые особенности предстоящего процесса. Во-первых, отвечавшие за проведение конкурса сотрудники отдела образования мэрии относились к нам с большим вниманием и уважением, постоянно находились на связи и всегда готовы были помочь в любой ситуации.
В частности, мне сразу деликатно пояснили мою личную специфику, не имевшую ничего общего ни с возрастом, ни со стажем. Например, учителя физкультуры одной из школ спонсировал известный спортсмен Александр Карелин. В финале участник получил в качестве приза холодильник. Каждый район не просто поддерживал своего соискателя. Вместе с ним или с ней на очередной этап приезжали группа поддержки, директор, завуч школы.
А наш район, увы, ничего такого не делает. Поэтому, когда проводили перекличку и выкликали все десять районов города, вверх взмывал лес рук, а в конце называли мой район, и я одна поднимала руку. Отчасти из-за этого ко мне подходили и участники, и их сопровождающие, и сотрудники мэрии, говорили слова поддержки, желали удачи. Пожалуй, вот эта неповторимая атмосфера доброжелательности и осталась среди лучших воспоминаний. В своей школе за меня болели все, учителя, школьники и родители расспрашивали о каждом этапе, с нетерпением ждали оглашения баллов.
На первом этапе «Знакомство», где мы представляли себя, свою позицию как педагога, я набрала меньше баллов, чем самая молодая участница, имевшая стаж работы всего два года. Мне стало интересно, и я спросила опекавшую нас сотрудницу, почему так получилось. Она ответила одним словом: оформление.
Видя мое недоумение, пояснила – оказывается, я принесла ксероксы своих статей, опубликованных в местных и всероссийских газетах, журналах; сделала распечатки наших школьных международных интернет-проектов, которыми я руководила. «А вот она представила плакатик!» Действительно, на стене был вывешен плакат, лист ватмана с аппликацией в виде елочки, где с каждой ветви свисала красивая фотография или небольшое эссе.
Дома я рассказала семье о возникшей проблеме. Рисовать я не умею, но все мои дети – художники. Уселись вместе и за вечер нарисовали мне прекрасные плакаты. По условиям конкурса помощь учеников в оформлении допускалась и даже приветствовалась. Когда я сообщила свой результат администрации школы, завуч взялась за голову и быстро увела меня к себе в кабинет.
Взяв с полки самую толстую папку с кучей мультифор, она дала мне строгий наказ: надо заполнить каждую страницу. И не копии статей в опубликованном виде, а именно их полные распечатки, плюс мои методические разработки, красивые иллюстрации к проектам. Несколько вечеров я провела в школьном интернет-классе, печатая материалы на цветном принтере. Повторю: материалы были все те же, но оформление кардинально изменилось.
Лирическое отступление. А давайте все обратим внимание на страшное оформление. После годовой контрольной по математике во втором классе моя дочка оказалась единственной на параллели, кто все решил правильно. Но ей поставили оценку «4‑», в то время как несколько других детей, сделавших две-три ошибки, получили оценки «5». Я спросила, почему, и получила ответ… Оформление. Какой урок такой подход дает детям?
Второй этап конкурса назывался «Профессионал». Все участники представили свои методические материалы. Радовало разнообразие как предметов, так и разработок, и оригинальных способов подачи. Выступая, все мы одинаково волновались. Я представила «плакатик», указав, что в его создании мне помогли дети, и свою огромную методическую папку. Жюри конкурса после рассмотрения всех представленных материалов единогласно присудило мне первое место в номинации. Мы разделили его с моей коллегой, учительницей русского языка, с которой мы вместе проходили все этапы, а в перерывах общались о своей работе и о семьях.
Третий этап был, наверное, самым сложным. Мы должны были дать открытые уроки в чужих школах. Разрешалось предварительно посетить занятие ведущего педагога, познакомиться с чужим классом. Мне достался выпускной класс одной из самых известных гимназий города. Школьники свободно говорили по-английски, дисциплина царила идеальная, учебники были знакомы, хотя у нас в школе использовались другие пособия. Я сделала заметки, дома хорошо подготовилась, прорепетировала урок, просчитала, сколько видов упражнений можно выполнить с учащимися такого уровня, сверила их с учебным планом ведущей учительницы.
Итак, 16 подростков, 12 членов жюри. Начали. Речевая разминка-песенка. Раздаю первое задание, копии членам жюри. Выполняем упражнения по указанным разделам учебника. Две неожиданности на последних стадиях урока. Раздаю 16 больших карточек с наклеенными фотографиями известных людей и началом вступительной фразы на английском языке: «Здравствуйте, меня зовут (например) Мадонна, и моя профессия – …»
Без подготовки каждый ученик предлагает свое окончание предложения. Для закрепления лексики предлагаю учащимся обменяться карточками по желанию, и происходит неожиданное. Дело в том, что на одну из карточек я вклеила свое фото – и все дети дружно закричали, что хотят быть именно мной! Вторая неожиданность, знакомая любому преподавателю, случилась следом, когда я спросила, кто бы хотел под диктовку класса написать на доске названия упомянутых профессий. Мы знаем, как часто в таких случаях все взоры падают вниз и наступает тишина. А тут произошло обратное явление – все кинулись к доске.
Порядок я навела за пару секунд. На последние две минуты поставила смешной видеоклип. Поблагодарила всех за работу. Домашнее задание, как всегда, я заранее написала на доске. Прозвенел звонок, дети не спешили вставать, поэтому я еще раз сказала: «Thank you». Дети вышли, члены жюри остались совещаться. Многие поставили мне оценку «12», высший балл. Но кто-то поставил «2».
Ведущая учительница с недоумением повторяла: «Я никогда не разрешаю им вставать, выбегать к доске, после звонка сразу не отпускаю…» Одна учительница честно созналась, что ведет свои занятия по-русски, почти ничего не поняла и потому не берется оценивать. Для меня все реакции были очень ценны. Ясно было, что каждый из нас ведет занятия по-своему. Количество высоких оценок показало, что я не одинока.
Приятно было, что абсолютное большинство членов жюри солидарно со мной хотя бы в одном: урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке. Это стало одной из важных тем на курсах повышения квалификации, которые я читала много лет для педагогов города и области.
В последний тур, где нужно было в основном петь и плясать, мы с коллегой не прошли, а потому просто смотрели выступления молодежи, громко аплодировали и поддерживали их добрыми словами. На церемонии награждения ГорУО отметило всех участников. Вызывали по номинациям, и вот тут мы получили свои призы. Конечно, грамоты. Моя коллега – подарки и денежную премию от района. Я собралась тихо сойти со сцены, но одна из сотрудниц отдела образования прошептала мне в спину: «Стой на месте!» Подарки мне вручила мэрия: цветы, конфеты и замечательную большую кожаную сумку, с которой я много лет ходила на работу.
Одно из самых ценных «приобретений», самый прекрасный подарок, который остался со мной благодаря тому конкурсу, который продолжался несколько месяцев и отнял немало сил и времени, – это знакомства и общение с себе подобными. Приезжая из Академгородка в город, а это минимум час на автобусе, зимой, в морозы, я попадала в атмосферу не только соревнования, но и взаимопомощи, поддержки.
Все участники любого подобного конкурса – это люди, которым «больше всех надо». Кто постоянно растет, стремится расширить собственные горизонты и тем самым открывает окна в мир своим ученикам. Не все коллеги в собственной школе относятся к конкурсантам и к победителям хорошо, зависть никто не уничтожал. Но большая часть интересуются происходящим, желают удачи.
Через некоторое время я предложила одной из своих молодых коллег принять участие в очередном ежегодном городском конкурсе. Помогала ей готовиться, ездила с ней на все этапы, организовала группу поддержки из молодых учителей школы. Как и я, она победила во втором этапе. В финал не вышла, но получила прекрасный опыт.
После этого я участвовала во многих отечественных и международных конкурсах, получала призы и награды. Самое главное – знакомилась с новыми людьми, которые тоже стремились к новым достижениям.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск
Комментарии