Дошколята – маленькие исследователи окружающего мира. Простейшие опыты (изучение состояния воды, наблюдения за растениями) помогают развить мышление, логику, творческие задатки ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования дают возможность детям самим найти ответы на вопросы «как» и «почему».
В этом убеждена воспитатель МДОУ № 12 города Элисты (Республика Калмыкия) Эрика ДАРМИНОВА. Эрика Михайловна руководит работой городской школы молодого воспитателя и возглавляет родительский лекторий своего детского сада.
Родить ребенка,
Вырастить как сад
Нет счастья выше и
трудней от века.
Но только тот, кто сам
Душой богат,
Даст миру не жильца,
а Человека.
В.Сапронов
Соприкасаясь с хрупким душевным миром ребенка, я должна осознавать, что моя «внутренняя погода» радует его, что у меня хватит Солнца, чтобы обогреть дитя и дать пробиться к Свету хрупким росткам Красоты, Истины, Добра.
Ростки эти должны укорениться, окрепнуть, а для этого нужна надежная плодородная почва. Для ребенка это – семья, народ, с которым он живет, традиции и обычаи предков.
У калмыков есть чудесная пословица: «Многодетный человек, как ветвистое дерево. Одинокий человек – не человек, одинокое дерево – не дерево». В семье, где царят Любовь и Гармония, где ребенок не одинок, самые высокие душевные ценности – душевная доброта матери и отца, умение делать добро, передаются детям без усилий. Дети вместе с родителями строят свое семейное счастье, учатся любить и быть любимыми.
Педагог вместе с родителями может дать детям большое человеческое счастье, он может стать для ребенка в некотором роде «душевным архитектором». От его умений, опыта, фантазии зависит, каков будет теперешний малыш в будущем, насколько его внутренний мир будет открыт всему прекрасному, новому.
Настоящий Учитель не просто помогает ребенку отличать прекрасное от безобразного, добро от зла; он учит его видеть Красоту во всем и помогает возводить самому хрупкое, но бессмертное здание Красоты и Созидания.
Он – проводник в Мир Культуры, в мир общечеловеческих ценностей. Главное в деле «строительства» – не навредить, не сломать хрупкого устройства. Это дело не под силу грубому, неумелому подмастерью. Здесь нужен художник, творец, гений…
Воспитание – это прежде всего общение (взаимодействие, взаимопроникновение, взаимодополнение…) двух миров – мира взрослого и мира ребенка.
Древняя восточная притча гласит: «Странники увидели пастуха, за которым шло большое стадо. Они удивились и спросили: «Как ты управляешь таким большим стадом? Он ответил: «Очень просто: я живу с ними, я люблю их! Вот они и идут за мной, считают, что за мной идти безопасно…»
Не в этом ли единении и заключается главная мудрость педагогики – надо просто вместе жить, любить и не мешать маленькому человеку творить самого себя?!
В детстве ребенок от всей души хочет понравиться нам, все делая «по-честному», иногда на пределе сил. Он пытается обратить на себя внимание, чтобы мы могли его заметить и похвалить, и нет для него высшего счастья, чем быть отмеченным нашей похвалой.
Ребенок подсознательно уверен в своей безупречности (а ведь это так и есть!), он стремится продемонстрировать нам свои достоинства, а его учат замечать недостатки и свои, и чужие.
Начинаются замечания, которые сводятся порой к одному: «Ты не показывай свое плохое, а показывай мое хорошее!»
Вы не слышите голос малыша? «А кто сказал, что мое плохое хуже вашего хорошего?! Оно же ваше. Пусть даже хорошее, но ваше. Я хочу стать хорошим, но при этом я хочу оставаться самим собой… Но что это значит, я еще не знаю…Взрослый, помоги мне в этом!»
Милый мой мыслитель, замечательный мой малыш! Вместе мы сможем все. Мне бы только суметь «возвыситься до духовного мира» твоей Личности.
Комментарии