search
main
0

Пассивные дети: кто они?

Каждый взрослый мечтает о том, чтобы его ребенок был образованным, успешным, коммуникабельным и в будущем превзошел своих родителей. В зависимости от своих амбиций и возможностей родители либо вкладывают в детей весь жар своей души, либо надеются, что малыш сам проявит себя, а им останется только гордиться своим чадом.

В то же время каждый педагог хочет видеть в группе или в классе детей мыслящих, любознательных и, главное, интеллектуально активных. К сожалению, в любом коллективе зачастую оказываются не только активные, но и заметно пассивные, вялые, безынициативные дети, не привлекающие к себе внимания ни поведением, ни учебой.

Большинство пассивных детей сложно сходятся с другими, они малообщительны, часто проводят время в одиночестве, не умеют и не пытаются научиться играть с другими, командная работа не является естественной для них.

Пассивные дети предпочитают настольные игры, пазлы и конструкторы. Они также любят решать одни и те же головоломки несколько раз, при этом как бы прячась за деятельностью.

Многие пассивные дети остаются незамеченными в своих классах. Зачастую учителя мало обращают внимания на таких ребят, потому что они любят оставаться в стороне, их поведение не отвлекает от проведения урока.

Причины пассивности ребенка могут быть обусловлены его темпераментом, психологическими особенностями. Например, флегматики часто вялы, инертны, малоподвижны. Их нужно не просто поторапливать и выводить из оцепенения, но формировать внутренние мотивы деятельности, развивать интерес, убеждения. Холерики, наоборот, часто непоседливы и суетливы, обладают скользящим вниманием. Им требуются спокойные виды деятельности, воспитывающие сдержанность и длительную концентрацию внимания.

Застенчивые, обидчивые, неуверенные в себе дети часто избегают ситуации, когда нужно находиться в центре внимания, проявлять инициативу. Таким детям можно помочь, включая их в работу с другими детьми в малых группах, давая им общественные поручения, назначая их ответственными в конкретной смоделированной ситуации.

Однако серьезными причинами пассивности ребенка чаще всего оказываются неправильное поведение взрослых, прежде всего родителей, неверно расставленные акценты поощрений и наказаний в процессе воспитания. Непоследовательность требований, регулярные нарушения даваемых детям обещаний или, наоборот, чрезмерная требовательность и безапелляционность в оценивании детских поступков, страх наказания или неоправданных родительских ожиданий формируют скрытный и пассивный тип поведения. Часто родители, обладающие сильным характером и уверенно идущие к своей цели, пугают и подавляют волю своих детей, не позволяют совершать им собственные маленькие ошибки. А слишком мягкие и безынициативные взрослые формируют подобный же стереотип поведения у ребенка. Родительская гиперопека так же вредна, как и безразличие к интересам и эмоциональным потребностям ребенка.

Избалованные, не приученные к упорному труду, получающие все по первому требованию дошкольники утрачивают стремление к самостоятельности, испытывают страх перед неудачами, настойчивы только в своих капризах. Из них вырастают школьники, не умеющие справляться с трудностями, нестандартными ситуациями, с положением конкуренции и неуспеха. Ненастойчивым в преодолении интеллектуальных трудностей детям обычно неинтересно и скучно на уроках. Они медленнее, чем их сверстники, овладевают чтением и письмом, у них не хватает терпения вчитаться в текст задачи или содержание произведения, они часто бросают книги недочитанными, дела – незавершенными. Их мало увлекают экскурсии на выставки и в музеи, прослушивание музыкальных произведений в театре и на занятии. Такие дети не готовы к усложнению учебного материала и увеличению его объема в школьной программе. Появляющиеся неуспех и отставание в учебе, отсутствие желаний и мотивации к приложению усилий в чем-либо, кроме развлечений, – главная причина появления трудных подростков.

Задача родителей и педагогов – увидеть и понять причины пассивного поведения ребенка, поддержать его и вовремя заинтересовать, включить в совместную деятельность, научить доводить начатое дело до конца, показать пути преодоления трудностей, сформировать активность как черту характера.

Екатерина ТАНЕТОВА, учитель-логопед школы №1799

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте