Московский метрополитен является самостоятельным произведением искусства: уникальные интерьеры станций на протяжении многих лет приводят в восторг художников и архитекторов со всего света. Но не менее привлекательными подземные лабиринты стали для любителей паранормальных явлений и щекочущих нервы историй. Какие тайны хранит метро? И какие из легенд имеют под собой реальную фактологическую основу?
Почему русскому человеку свойственно суеверие?
Русский человек со времён глубокой древности отличался чертой, прочно закрепившейся в нашем культурном коде, — суеверием. Об этом говорят историки и археологи, занимающиеся изучением обрядности восточных славян. Среди причин этого явления можно отметить суровые климатические условия, в которых возникла русская государственность, культ природных богов и… культ предков, который неизменно связан с почитанием умерших родственников и мест их захоронения. После крещения Руси языческие обряды самым причудливым образом переплелись с новыми — православными — праздниками и традициями, но русский человек по сей день с трепетом относится к памяти усопших, боится гнева их душ, которые «присматривают» за деяниями живых, и стремится угодить их воле. Возможно, в мире современных технологий, мы не отдаём себе полного отчёта в том, насколько прочно закрепились в нашей жизни древние верования, но продолжаем исправно печь блины на Масленицу, ходить на кладбище в поминальное воскресенье и даже порой вспоминаем о дне Ивана Купалы. Все эти факты говорят о неизбывности русского суеверия, нашедшего своё отражение в легендах, связанных с московским метро.
Продолжая краткий экскурс в историю, хочется обратиться к следующему событию. Идею строительства подземки подал инженер Титов — тогда было задумано соединить Лубянскую площадь с Курским вокзалом. Этот проект не нашёл поддержки у царского правительства — иронично, учитывая, что для того времени он был поистине революционным. Дело в том, что, по мнению руководства страны, нахождение под землей является прерогативой умерших и не стоит, мол, тревожить усопших строительством транспортных сетей. Позднее советское правительство использовало этот факт в пику царскому режиму: говорили, что, пользуясь неграмотностью и суеверием русского народа, царское правительство препятствовало прогрессу и развитию технологий в России.
Геопатогенные зоны столицы
Однако московское метро тесно связано с миром мертвых, даже если не считать его строительство вторжением в царство сатаны. В период правления Екатерины II (1762-1796 гг.) Москва, как и многие другие города, быстро застраивалась и видоизменялась. Одним из направлений строительства было возведение парков и скверов на месте старинных погостов, а когда в XX веке было начато строительство метрополитена, именно на этих местах стали появляться первые станции и перегоны. Так, выходит, что самые старые станции метро возникли на местах древних кладбищ, что даёт богатую почву для возникновения связанных с метрополитеном зловещих легенд.
Интересно отметить, что специалисты по инженерной биолокации в процессе изучения геопатогенных зон столицы подтвердили факт совпадения таких зон с территориями бывших кладбищ. Например, если по ним проходит дорога, на ней чаще всего случаются аварии. Выходит, что московский метрополитен является эпицентром скопления потусторонней энергии!
Жители столицы то там, то здесь заявляют о «встречах» с призраками на станциях, выставляя фото- и видеодоказательства в сеть. Ходят легенды о целом поезде-призраке, который появляется ровно в полночь на станциях кольцевой линии. Его вагоны окрашены в горчично-желтый цвет, машинист облачен в устаревшую форму 40-50-х гг. прошлого века, а из вагонов на стоящих на станции пассажиров взирают безмолвные фигуры советских граждан, спешащих по своим делам. Говорят, поезд везёт души умерших когда-то пассажиров, а его двери никогда не открываются, чтобы не выпускать их в мир живых. От таких историй даже у Стивена Кинга, вероятно, мурашки пошли бы по спине!
Научное обоснование «временных петель»
Учёные связывают эту легенду с так называемыми «временными петлями» — с научной гипотезой, выдвинутой Стивеном Хокингом и описанной в романе Ренсома Риггса «Дом странных детей». Гипотеза знаменитого физика звучит следующим образом: «Законы физики устроены так, что не допускают перемещения во времени макроскопических объектов». Это означает, что путешествия поезда-призрака попросту невозможны, так как запрещены. Однако перемещение макрообъектов во времени является основой изменчивости нашего мира. Ход часов находится в прямой зависимости от возрастания временных координат каждого из объектов во Вселенной. То есть мы все перемещаемся во времени, которое, на самом деле, является не линейным, как мы обычно его воспринимаем: прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, образуя порой временные петли.
Возможно, курсирующий по ночам поезд всего лишь оказался во «временной петле» и иногда попадает в нашу действительность, соединяя нас с прошлым, которое, согласно теории Хокинга, в определённые моменты времени сливается с настоящим и везёт своих безмолвных пассажиров в будущее.
Еще одной версией возникновения таинственных легенд является теория, которая гласит о том, что в момент гибели человека происходит мощный выброс энергии. Ее хранят здания, в которых трагедия имела место. Так, в московском метро родилась легенда о призраке девушки, которая «охотится» на выпивших мужчин. Легенда гласит, что некогда в метро спустилась молодая студентка, к которой стали приставать несколько нетрезвых мужчин. Спасаясь от них, девушка бросилась на рельсы, и с тех пор ее дух обитает в метро.
В рамках одной статьи невозможно перечислить все истории, память о которых хранят стены столичного метрополитена. Право судить об их правдивости мы оставим нашим читателям: можно говорить о том, что все они являются плодом чьего-то богатого воображения, частью культурного кода… или же имеют под собой фактологическую основу в виде реальных физических явлений, непостижимых для обычного человека. И все же нельзя отрицать, что эти легенды добавляют своеобразный шарм самому знаменитому и красивому метрополитену в мире.
Комментарии