Клубятся над зелеными полями белые весенние облака – “помолодки”, а вслед за ними над воскресшим миром плывет колокольный звон. Не умолкают пасхальные колокола, по городам и весям разносятся их звуки, возвещая о победе сил света и добра. Накануне Светлого воскресенья к храму отовсюду спешат люди. Вокруг церкви разводят костры, а на колокольной вышке зажигают факел. Раздастся первый благовест большого колокола. И дальше колокольный звон будет сопровождать все пасхальные действа. Когда начнется чтение Евангелия, после каждого стиха будет звучать мелодичный перебор во все колокола. Исполняют его, как правило, лучшие звонари. В старину эти церковные служители ценились особо. Ловкие звонари с отменным музыкальным слухом качались на зыбке и звонили в дюжину колоколов. “Играет на колоколах”, – говорили о таких мастерах.
После пасхальной заутрени колокола часто не умолкают целый день. Это, пожалуй, единственное воскресенье в году, когда подняться на звонницу и дернуть за веревку мог каждый желающий. “В светлую седмицу, кто не звонарь!” – утверждали в народе. На Великдень каждый селянин старался пару раз ударить в колокол, так как, по народным поверьям, это приносило счастье и способствовало урожаю гречихи.
Дорого яичко к светлому дню
Главный в году Великий день – это праздник солнца, пробужденной после зимы природы. С древних времен символом светила, которое возвратилось к людям, и было яйцо. Оно, по общему признанию, не могло не обладать магической силой. Однако жизнь, которая содержалась в яйце, требовала защиты от злых сил. Вот почему хрупкую оболочку яйца перед Пасхой красили в разные цвета, покрывали магическими знаками-символами. Такие яйца назывались “крашанками”, “писанками”. Кстати, в старых санскритских текстах слово “писита” означало “рисовать”, “украшать”, а “писанга” – “красивая”, “цветистая”. И ныне мать может воскликнуть, лаская свое чадо: “Ой ты мое писаное дитятко!”
Почти в каждой семье раньше (особенно в южных селах) накануне Великдня разукрашивали и расписывали яйца. Для обезжиривания и протравки их поверхности использовали уксус или квасцы. Краску добывали из различных растений. Самый простейший способ окраски, которым и ныне пользуются, – проваривание яиц в луковой шелухе.
Со временем из среды сельских умельцев – “малевальников” выделились мастера, которым особо удавались и цвет, и рисунок на яйце. У каждого мастера – “писанкаря”, конечно, были свои секреты, вырабатывались свои способы окраски и росписи, своя техника.
Яйца-писанки держали на видных местах, ими украшали полочки – обвешивали иконы. Крашеные яйца были непременным атрибутом всех пасхальных трапез и обрядов. Даже скорлупа шла в дело. Ей приписывали магическую силу и закапывали, скажем, на огороде или клали в зерно, приготовленное для посева.
Паска, кулич – к столу клич!
Нельзя представить Великдень без пасхального хлеба. На Украине пасхальный хлеб называют паской или бабой, у русских он известен как кулич. Паски пекутся разных размеров, имеют высокую круглую форму. На верху паски часто выкладывается из теста крест, его также украшают глазурью, посыпают зерном. Продукты для выпечки паски готовят заранее. Даже в самые голодные годы люди стремились оставить для праздника лучшей муки, накопить достаточное количество яиц, масла, сахара.
Выпечка паски, как и приготовление других обрядовых блюд, раньше была делом очень ответственным и поручалась опытным стряпухам.
После освящения куличей в церкви наперегонки неслись домой. Верили, что у того, кто быстро бегает, так же быстро будет расти хлеб, работа всегда будет спориться и дочери быстрее выйдут замуж. С паски обычно начиналось разговление. Хозяин разрезал ее на части и раздавал присутствующим, которые стоя принимали ломти. В некоторых местах раньше паски съедали по кусочку освященного черного хлеба.
Свеча горела на столе…
Рождение огня было окружено в народе такой же тайной, как и рождение светила. Вот почему одним из символов Пасхи стал трепетный огонек свечи. Пасхальные свечи готовили заранее. В Чистый четверг часто специально выливали страстные свечи “до двух аршин длиною и до фунта весом”. Такими свечами пользовались несколько лет. Возвращаясь из церкви, прихожане стремились донести домой страстную свечу так, чтобы огонь не погас. Для этого делали специальные фонарики из цветной бумаги или стекла. Пламенем страстной свечи нередко выжигали кресты на сволоке, воротах. Страстная свеча ставилась на стол после заутрени, горела под образами. Ее давали в руки тем, кто умирал, пасечники обкуривали ею улики. Когда летом вдруг надвигалось грозовое облако, суеверные люди спешили зажечь страстную свечу, чтоб “гром хату не побил”. Отсюда еще одно название страстной свечи – “громничная”.
В здоровом теле – здоровый дух
Одним из самых распространенных и древних обычаев на Пасху было очищение водой – умывание, обливание, купание. Водные процедуры приурочивались, как правило, к Чистому четвергу. Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца. Широко бытовало поверье, что в этот день утром ворон купает в реке своих детей, и нужно было торопиться набрать воды, “пока ворон детей не купал”. До первого луча солнца умывались и обливались проточной водой из ручья. Некоторые смельчаки даже купались в реке.
“На святой неделюшке повесили качелюшки…”
Так поется в одной народной песне. Невозможно представить Пасху без веселых забав, среди которых качели занимали особое место. С древних времен в человеке живет мечта воспарить над миром, посмотреть на землю с высоты. К тому же “качельные” забавы были связаны с магией. Подъем вверх, подбрасывания как бы должны были помочь посевам подняться, оживить движение солнца. И именно на Пасху, по повсеместно распространенному поверью, солнце играло, радовалось.
У русских качели называли “качулями”, “гугалями”, у украинцев – “гойдалками”, “орелями”, “колысками”, “выехалками”. Качели можно было устроить в любом месте. Почти в каждой семье были простые веревочные качели. Для этого использовались ветки деревьев, различные поперечины и балки в хозяйственных постройках. Качели могли быть съемными и подвешиваться на крюках. “Караваткой” в некоторых местностях называлась доска с подложенной посредине колодой, на которой, качаясь, забавлялись дети. Для несмышленышей повсеместно устраивали качели-“люльки” из половиков, простыней (“почипкой” в украинских хатах называлась веревка, которую привязывали к “люльке”, поставив ногу на эту веревку, качали колыбель).
“Скоро Пасха придет, кто нас покачает? Как у нонешних ребят веревок не бывает!” – шутливо распевали парни и девчата в предвкушении праздничных гуляний.
Владимир СУПРУНЕНКО
Фото автора
Комментарии