Представьте, что у тренера по тяжелой атлетике есть план: столько-то часов на освоение учениками веса 50 килограммов, столько-то – на 60 килограммов и так далее. Прошли положенные на «вес» часы-контроль. Не справился – двойка, сделал как надо – пятерка. И независимо от успехов учеников – освоение очередного веса… Правда, двоечник по-прежнему не может оторвать штангу от пола. Но программа – это святое, отступлений быть не может, только вперед! Отдали бы вы свое дитя такому тренеру? А в школу, где работают именно так?
К счастью, тренеры так не работают. А вот учителя, к сожалению, не могут работать так, как тренеры. Что делать, если 10-20 процентов (обычные цифры) или 40 процентов (не так уж редко) учеников класса не справились с контрольной? Не очевидно ли, что идти далее с таким багажом нельзя и надо еще поработать? Между тем учителя, сделав так называемую работу над ошибками, вынуждены шагать дольше. А как же иначе, ведь программа, тематическое планирование!
Однажды восьмиклассникам дали работу по математике за 4-й класс на уровне обязательных результатов. Из 30 человек лишь четверо сделали кое-что. Учительница, чуть не плача, говорит: «А что я могла? В 5-м классе получила чуть ли не первоклассников, а программа требует уже других знаний! С ними бы вернуться в начальную школу, да кто ж мне разрешит?!».
А что если основополагающим принципом взять такой: каждый ученик имеет право обучаться на том уровне сложности и в том темпе, которые определяют он сам и его родители, советуясь с педагогами и психологами? Школа же обязана предоставить ему соответствующие возможности, объективно и точно фиксируя результаты. Если успехи ниже определенного уровня, ученик «тренируется» до тех пор, пока не научится «брать вес».
Думается, и педагоги, и родители, и ученики согласятся: хороший принцип, личностно-ориентированное обучение. Но при нынешней образовательной системе и тех возможностях, которые есть у школы и педагога, это, увы, почти нереально. Колоссальный рост возможностей компьютерной техники дает полную уверенность, что через сравнительно короткий срок принцип этот будет реализован на практике в масштабах образовательной системы страны, а экспериментально (по отдельным) – уже сейчас.
Что нужно для реализации этого принципа? Прежде всего понимание того, что интеллектуальные способности у людей разные. Принудить человека получить хорошее образование нельзя. А вот с помощью системы стимулирования это сделать можно. Бурный прогресс в информационной сфере рано или поздно вызовет глобальные изменения в образовании. Поэтому, думается, уже сейчас нерационально затевать долговременные реформы в этой сфере без прогноза того, к чему приведет компьютеризация в жизни людей, общества.
Это должно быть так…
Чтобы обеспечить соответствие образовательных требований возможностям и потребностям школьников, учителю нужно сделать многое. По каждому предмету определить самый нижний и самый высокий уровень сложности и объем учебного материала на данный момент. Между ними расположить столько уровней, чтобы каждый ученик мог найти свой, на котором он может и хочет учиться. Их должно быть не менее 10. Из набора учебных предметов определить минимальный с нижним уровнем сложности по каждому предмету. Понятно, что этим набором ограничится очень небольшая часть.
Все достижения учеников нужно предварительно контролировать в школе, окончательно – в специальном экзаменационном центре (наподобие диагностических центров в медицине), который должен работать круглогодично, а не аврально, в июне. Это естественно, поскольку при иной организации учебного процесса дети будут готовы к сдаче экзаменов по очередному уровню в разное время.
По окончании срока бесплатного обучения центр выдает документ, за достоверность которого несет полную ответственность. Ведь уровень образованности населения – самое главное богатство страны, поэтому ложь в этой сфере недопустима. В документе зафиксированы достижения школьника в виде рейтинга по каждому предмету в отдельности и некий интегрированный рейтинг по всем. Это и служит критерием конкурсного отбора в учебные заведения.
Колледжи, техникумы, вузы определяют нужный им набор предметов и нижний уровень по каждому из них. Это означает, что человек с таким уровнем знаний может здесь учиться, ниже – нет. Окончательный отбор – конкурсный, по рейтингу учеников.
Можно сказать, это почти то же самое, что предполагает ЕГЭ, только без Э – итоговых экзаменов в школах. А главное отличие – всегда есть возможность пройти контроль через экзаменационный центр. Заявления, рейтинги – все идет через Интернет при обязательном подтверждении центров. В Сети можно следить и за ходом конкурса. При этом верхний (по рейтингу) слой абитуриентов, принятых в вуз, учится бесплатно, остальные поначалу должны доплачивать за учебу в зависимости от школьного рейтинга, а далее – от успехов в учебе.
Система образования должна быть нацелена на то, чтобы человек перешел на уровень самообразования с опорой на ресурсы учебных курсов на компакт-дисках, в какой-то части – на бумажных носителях. Показал ученик свою готовность к этому – он имеет право на свободное посещение школы, если это целесообразно, с его и родительской точки зрения.
Школа – центр подготовки учеников к очередной серии экзаменов. Она приглашает того или иного учителя для чтения лекций, проведения консультаций, тренингов и подготовительной работы к экзаменам. Преподаватель отвечает за качество своей работы, за что получает соответствующую оплату и квалификационный разряд. Педагоги осуществляют предварительный контроль по каждому предмету и каждому уровню, заявленному учениками. Значит, не будет деления на классы по возрастному признаку. Вместо этого – группы по признаку потребности учеников в помощи по тому или иному учебному курсу на том или ином уровне сложности. Понятно, что кто-то будет переходить из одной группы в следующую быстро, а кто-то задерживаться.
Олимпиады, конкурсы всех видов нужно организовывать и проводить так, чтобы результаты смог зафиксировать экзаменационный центр – ведь все это должно влиять на рейтинг учеников.
Обновление учебных курсов невозможно без носителей информации типа CD или DVD. Имея спички, нелепо обучать разжигать огонь трением или высечением искр. Все, что компьютер делает лучше, – он и должен делать, освобождая человека для того, что машина лучше нас сделать не сможет. Этот принцип применим и в образовательной сфере, где избавление ученика от многих когда-то необходимых, а ныне ненужных умений и навыков может принести огромную пользу. При этом если компьютер мгновенно решает квадратные уравнения, то дети должны понимать, как он это делает (причем понимать как математическую суть, так и программистскую часть).
Из вышесказанного следует, что государство должно гарантировать не общее среднее образование, а право каждому ученику определенное количество лет учиться за счет бюджета. Конечно, если образование на деле станет одним из главных приоритетов, а образованность в стране будет почитаема, ученик уже не сможет сказать учителю: «Мой отец никакого вашего образования не имеет, а получает куда больше вас, и я буду тоже…»
Мозг как компьютер
Вот уже пять лет учебный процесс обучения информатике в нашей школе организован так, что каждый ребенок может идти по расписанному в программе плану в своем темпе, получая за прохождение материала баллы. Разница между ними – в темпе освоения учебного материала: не пройдя очередной контроль, ученик не может двигаться дальше.
Наибольший эффект такая система дает для сильнейших детей. Они быстро уходят вперед и отрываются от остальных зачастую очень далеко. Я, честно говоря, не понимаю, как можно учить по одному и тому же учебному материалу таких ребят вместе с отстающими. Это означает только то, что в полной мере они свой потенциал не используют. Их отрыв от других иной раз ведет и к негативным последствиям: легко обеспечив себе «пять», они теряют стимул и далее работают не с полной отдачей. Вот если бы экзаменационный центр фиксировал достижения в виде рейтинга, у которого нет потолка, если бы ребята из самой глухой деревни смогли увидеть в Интернете свое место среди всех учеников страны – тогда совсем другое дело!
Слой тех, кто учится хорошо, не порождает проблем. Уровень их стимуляции достаточно высок, они идут по учебному материалу в хорошем темпе. Некоторая часть, усердно работая, переходит в разряд сильнейших. Такой же всплеск я наблюдал у ребят, которых считали лентяями. Иногда интерес к учебе через какое-то время гас – иные мотивы и привычки брали свое и нередко закреплялись. А вот по информатике дети учились совсем иначе, чем по другим предметам.
Наблюдение за слоем учеников, обладающих самыми малыми учебными возможностями, приводит к мысли, что система образования настроена на издевательство над ними. Посмотрим на человека с компьютерных позиций. Объем памяти, ее точность, цепкость, долговременность, быстродействие ума, алгоритмы, которыми наш мозг пользуется для решения тех или иных задач, – все эти характеристики есть и у компьютера, и у нас. Мощь компьютера определяет в очень высокой степени круг задач, которые можно решать с его помощью. Но даем ли мы задачи в соответствии с интеллектуальной мощью ученика? Да и кто ее измеряет? Знаем ли мы, что одному ученику для выучивания стиха нужно 10 минут, другому – 30, третьему и часа мало? Если знаем, то почему это никак в массовой работе школ не учитывается?
Но как учитель может это сделать в реальном учебном процессе? С опорой на одни и те же учебно-тематические планы для всех – практически никак. А вот если расслоить учебный процесс – для сильнейших, просто сильных, для ребят с малыми возможностями памяти и быстродействия мозга, – мы перестанем сдерживать развитие одних и издеваться над другими, в том числе над учителями. Но, повторюсь, без компьютера дома и в школе задача не решаема.
Лучшее из наработанного
В 2004 году опорная компьютерная программа «Pas» для преподавания информатики в нашей школе создана заново. Она аккумулировала в себе все лучшие черты предыдущей, весь накопленный опыт прошлых лет. Ее важнейшие свойства:
выполненная на Delphi, она работает под Windows 95, 98, 2000, ХР;
минимальные системные требования – процессор Pentium, 64 Мбайт ОЗУ;
при работе в школьном кабинете программа устанавливается на каждую машину, по сети идет только обмен информацией базы данных по учету достижений учеников, по посещаемости (журнал);
эта программа – оболочка для учебного процесса, которую можно наполнить самым разным содержанием: по информатике, математике, физике, истории.
Самое необходимое для работы с «Pas» ученики осваивают за минуты, остальное – по мере движения по учебному материалу. Для детей уровень ее сложности вряд ли выше, чем у программы Paint, например. Для учителя – несколько сложнее, но 2-3 часов на освоение вполне достаточно.
Создатели учебных курсов должны оценить дополнительные возможности программы «Pas». Поскольку она работает с довольно большим информационным деревом, для которого предусмотрены обычные операции (копирование ветвей, удаление, перенос, копирование в файл, вставка из файла), ее можно использовать таким образом, чтобы все дети выполняли разные учебные задания. Например, по составлению сложных, ветвящихся планов, для планирования создания компьютерных программ, классификаций и так далее.
Если оболочку наполнить соответственно оформленным содержанием, можно обеспечить разноуровневое, максимально индивидуализированное обучение, при котором у каждого ученика есть возможность жить в учебном мире в соответствии со своими возможностями. Это предполагает движение в своем темпе по посильному учебному материалу, при этом ученик видит свое место среди других, имея стимул для роста.
Программа предполагает, что после ее установки можно сразу работать. От учителя не требуется дополнительных усилий для того, чтобы вписать ее в учебный процесс, в частности, в составление тематических и поурочных планов. Она позволяет создавать собственные учебные курсы.
От простого к сложному
Все начинается с создания учебного курса. Нужно разбивать учебный материал на слои – от простейшего до максимально сложного. В главной части программы строится дерево, ветви которого определяются по уровням сложности и по темам. С каждым пунктом дерева может быть связан текст (который излагается либо во встроенном текстовом редакторе программы, либо иным образом, в Word или PowerPoint, например).
По желанию к каждому абзацу текста может быть прикреплен графический файл (если текст дан во встроенном редакторе). Изучение учебного материала завершается тестированием. Вопросы можно связать с абзацами текста. Возможно тестирование самых разных видов: например, графическое (покажите на карте такое-то государство; определите все геометрические фигуры, которые есть на рисунке, и так далее). Количество времени на каждый вопрос можно отвести путем измерения или просто интуитивным назначением (если создатель уверен в своей интуиции). Учебный процесс можно организовать так, что дети будут повторять материал, нужный им для дальнейшего обучения.
Каждому пункту дерева назначается уровень сложности и количество баллов за прохождение теста. Можно сделать такое балльное оценивание прохождения теста, при котором балл за тест будет определяться в зависимости от уровня сложности, объема материала, скорости прохождения теста и количества ошибок в нем. Нужно ли это делать? Вероятно! Но на первых порах оценивание теста должно быть простейшим (сдан – не сдан), а позже – максимально точным. Ученики изучают учебный материал, готовятся к тесту в одиночку или, опираясь на помощь товарища, сдают тест либо автоматически (с помощью компьютера), либо назначенному учителем другому школьнику, который уже успешно прошел это испытание (промежуточные тесты), либо самому учителю (итоговые тесты). Причем ребята имеют возможность просматривать базу данных (журнал), но менять в ней, конечно, ничего не могут.
Реализация всего этого в более глобальных масштабах – дело сложное и, вероятно, не скорое. Но шаги в нужном направлении необходимо предпринимать уже сейчас, в частности, используя программу «Pas». Готов к сотрудничеству!
Валерий ПАСЕВИЧ, lus2@mail.ru
Комментарии