search
main
0

Пас и гол без лишних слов

Такой футбол всегда был нужен

Осень 1945 года. Весь Лондон живет предстоящим событием: товарищескими встречами английских клубов с чемпионом СССР, командой «Динамо». Визит русских постоянно откладывается. Неужели испугались? Но нет, они в самолете, держащем курс на британскую столицу. В тесном салоне умудряются еще и под строгим оком наставника Якушина потренироваться, перебрасывая друг другу маленький мяч. А когда по прибытии выходят на летное поле, с удивлением видят вместо официальной делегации встречающих только английскую журналистку. В российском прокате фильм «11 молчаливых мужчин».

Макар ЗАПОРОЖСКИЙ в фильме красив, дерзок и амбициозен.
Фото с сайта kikimoraki.ru

Картина режиссера Алексея Пиманова основана на реальных событиях. Действительно, в октябре 1945 года Ассоциация футбола Англии официально через советское посольство пригласила чемпиона СССР провести несколько товарищеских матчей с ведущими клубами королевства. Московское «Динамо», выигравшее первый послевоенный турнир страны, согласилось, хотя футболисты, изрядно уставшие после сезона, уже собирались в отпуска. Команда была усилена Всеволодом Бобровым из клуба армейцев (в те годы ЦДКА) и двумя игроками ленинградского «Динамо» – Евгением Архангельским и Борисом Орешкиным.

Сроки турне постоянно передвигались, что дало британцам пищу для пересудов и самых разнообразных версий. То ли русские будут позже, потому что сейчас они сильно заняты на работе, на своих дымящих заводах, то ли вообще не явятся, то ли приедут, однако это будет не «Динамо», а какой-то другой клуб. Однако 4 ноября после приема в Кремле, где прозвучало напутствие члена советского правительства Климентия Ворошилова, советские футболисты вместе с тренером Михаилом Якушиным заняли места в двух небольших самолетах и отправились в путь. По прибытии в аэропорт Кройдон они оказались в кольце прессы. Не привыкшие к такому вниманию и общению, говорили мало, получив за это общее прозвище «11 молчаливых мужчин в синих пальто». Этот забавный момент и был отражен в названии.

С 13 по 28 ноября динамовцы провели четыре встречи: с «Челси», «Кардифф Сити», «Арсеналом» и «Рейнджерсом». Две победы с разницей мячей в пользу «Динамо» и две ничьи. Моменты напряжений, взлетов и падений, красота побед. И стоит отметить, со стадионов репортажи в прямом радиоэфире вел легендарный комментатор Вадим Синявский. Успех! Турне стало мощным инструментом популяризации советского спорта и за рубежом, и в самом СССР.

Красивая история, даже удивительно, что ее не экранизировали раньше. Однако фильм Алексея Пиманова не совсем о команде. Он в большей степени посвящен Всеволоду Боброву, без преувеличения великому спортсмену, футболисту и хоккеисту, олимпийскому чемпиону 1956 года. Он, к слову, единственный, кому удалось поучаствовать и в летних Играх в качестве капитана футбольной команды, и в зимних – хоккейной. Тот, кто не силен в истории советского спорта, может пересмотреть «Легенду 17» режиссера Николая Лебедева. Там сборная СССР по хоккею отправляется в Канаду на суперсерию 1972 года как раз под руководством Боброва, роль которого исполнил Александр Яковлев.

Но в «11 молчаливых мужчинах» Всеволод (Макар Запорожский) еще очень молод, дерзок и амбициозен, чем нередко раздражает тренера Якушина (Павел Трубинер). Михаил Иосифович брать этого звездного парня из ЦДКА не хотел, однако нужна была замена травмированному Трофимову (Всеволод Макаров). И вот в самолете, когда у команды разминка и каждый игрок старается поймать ручной мяч, брошенный ему наставником, Бобров то дремлет, то о чем-то увлеченно спорит с Синявским (Павел Крайнов). Разумеется, долго оставаться в стороне ему не придется, футбол – это прежде всего команда, понятно даже самым отъявленным индивидуалистам.

Советская команда летит навстречу туманной неизвестности, чтобы выиграть, защитить честь Родины. Тем временем в Лондоне молоденькая журналистка Эбби (Алена Коломина) справедливо решает: спортивный визит иностранных футболистов поможет ей добыть такой ценный жизненный приз, как большая слава. Она задумывает серию статей, этакий газетный сериал с условным названием «Как я покорила сердце лучшего русского игрока». И опять-таки в Лондоне владелец подпольного тотализатора Пеппер (Андрей Чернышев) в связи с турне выстраивает свой план быстрого обогащения. Его ожидаемый выигрыш – миллионы, много миллионов. Три цели, три ставки, вокруг этого лихо вращается сюжет. И чаще всего благодаря именно этому обращаешь внимание на хороший, интересный монтаж фильма.

Думается, понятно, кого красавица Эбби выбрала объектом своих чар. Такой романтической линии на самом деле, скорее всего, не было, да и не страшно: тот элемент, который и не порочит память героев, и помогает раскрыть их характер. Что до характера – не сразу, не вдруг, но главный герой меняется, приходит к пониманию, что иногда лучше отдать пас товарищу, а не стараться во что бы то ни стало самому забить гол. Хорошо показаны матчи, комментарии Синявского абсолютно совпадают с действиями игроков – это, я скажу, большая забота авторов о том зрителе, который не слишком разбирается в игре.

Но даже у не слишком продвинутых фанатов наверняка на слуху имена и фамилии знаменитых игроков, которые то и дело звучат с экрана: Алексей Хомич (Роман Курцын в этой роли), Михаил Семичастный (Станислав Раскачаев), Евгений Архангельский (Вячеслав Морозов) и др. Эти герои на экране, конечно, далеки от образа молчунов (сценаристы постарались приблизить их к нам, сделать немного похожими на нас шутками, комплексами), они внешне обаятельны, и потому немного жаль, что характеры одних недораскрыты, а некоторые так и вовсе представлены как набор функций. Но, как было уже отмечено, это фильм с одним центральным персонажем.

В финале документальная хроника, показывающая вдумчивую работу съемочной группы с материалом, внимание к деталям. Вот динамовцы выходят из автобуса в пальто и шляпах, вот идут на тренировку в спортивных костюмах, вот вручают перед игрой футболистам «Челси» букеты цветов… Лица серьезные, с ясными и открытыми взглядами. После сеанса хочется побольше узнать о каждом игроке, о самом событии. И в этом, пожалуй, главное достоинство фильма.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте