search
main
0

Паруса командора. Благородный наставник юных рыцарей

Мне, уроженцу Севастополя, с младых ногтей впитавшему колорит южных портовых городов, издавна казалось, что писатель Владислав Крапивин – мой земляк, черноморец. Человек приходит из детства, так откуда же ворвались на страницы книг бывшего тюменского мальчишки отрывистые звуки корабельных склянок, скрип судовой оснастки, гортанные крики чаек за кормой, соленые брызги волн, порывы свежего ветра, слившиеся в единую, зовущую симфонию дальних странствий, флотской романтики? Непостижимо. И – прекрасно!

Критики прошлых лет в один голос отмечали «гайдаровские традиции» его прозы. Мне же предтечами Крапивина в литературе видятся прежде всего одухотворенный загадочный Грин, кудесник Паустовский.

Да и Гайдар, бесспорно. Прав Сергей Михалков: юные рыцари Крапивина – прямые наследники Кибальчиша и Тимура, также готовые вступить в сражение с любой несправедливостью. А ведь Гайдар еще и стилист первоклассный!

И все же Крапивин – явление в русской словесности уникальное. Его талант ярко индивидуален, неповторим. Не случайно, возвращаясь в зрелости к любимым книгам детства (обычно это происходит, когда в семье подрастают новые читатели), не разочаровываешься «вторым прочтением» Крапивина: сила художественного воздействия автора не ослабевает с годами, что само по себе потрясающе!

Мы любим Крапивина-прозаика. Знаем Крапивина-поэта: во многие его произведения «вкраплены» стихи и песенные тексты – веселые и грустные, для дружеской компании и мятущейся в тревоге одинокой души… Наслышаны о нем как о создателе «Каравеллы» – отряда юных корреспондентов, моряков и фехтовальщиков, адмирале детской парусной флотилии, организаторе и участнике соревнований и походов на яхтах. А однажды открыли для себя и художника Владислава Крапивина: авторские иллюстрации украсили его волшебную сказку «Серебристое дерево с поющим котом».

Талант поистине всегда многогранен!

– Живу теми же бедами, тревогами, что и вся Россия, – говорил Владислав Петрович. – Досаду вызывает беспомощность, бессилие изменить что-либо… В своих последних повестях пытаюсь показать пагубность жестокости, зла, какими бы «высокими» целями ни пробовали их оправдать. Увы, история показывает, что далеко не всегда искусство способно изменить мир к лучшему. Создано столько гениальной музыки – откуда же, спрашивается, берутся всякие мерзавцы?! Конечно, помогают существовать, поддерживают письма читателей – детей и взрослых. Как и все, надеюсь на хорошее. Что еще остается: весь двадцатый век только и делали, что надеялись…

Словно продолжение нашего разговора – крапивинское письмо. «Есть, однако, одно утешение – среди нынешних ребят все-таки встречаются и такие, кто любит серьезные книги (в это трудно поверить, глядя нынешние телепередачи). Я с ними иногда встречаюсь в библиотеках и школах. Подумать только: эти дети даже предпочитают чтение компьютерным играм. Таким образом, какая-то надежда на будущее сохраняется. Я имею в виду светлое будущее…»

Да и в смутные десятилетия могикане из «потерянного» перестроечного поколения читали книги Крапивина! Золотые зерна разума и добра не могут не дать всходов. Значит, не все у нас столь беспросветно, безнадежно?..

Всемирно известный писатель-уралец признался мне: «…во сне я часто вижу себя мальчишкой на заросшем обрыве у реки Туры, который пытается найти вход в какое-то таинственное подземелье. В самом деле!»

Попутного бриза, Командор!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте