Социализация школьников через гуманизацию образования подразумевает расширение образовательного пространства школы, включения в него таких социокультурных объектов города, как театры, музеи, библиотеки, парки, кинотеатры, промышленные предприятия.
Системно-деятельностный подход предполагает создание педагогических условий реализации модели взаимодействия школ с социокультурной средой города. Инновационная образовательная деятельность по взаимодействию образовательных учреждений с развернутой сетью социокультурных учреждений Москвы строится на основе двухкомпонентного взаимодействия: взаимодействие образовательных учреждений с театрами и музеями Москвы.В ходе реализации модели происходит органичное вхождение школьников в социокультурную среду города.Компонент №1Первое направление: «Школа-театр»: Посещение школьниками спектаклей по запросам образовательного учреждения на основе репертуара театра. Проведение экскурсий, обзорных лекций для знакомства с историей и деятельностью театра, с актерами, режиссерами, театральными профессиями. Охват школьников театральными студиями, кружками при театре.Второе направление «Театр-школа»: Приход деятелей культуры в образовательное учреждение для ознакомления с возможностями театра в развитии и образовании школьников. Помощь профессионалов в создании школьного театра или театральной студии. Образовательные программы по театральным технологиям для школьников и педагогов на базе школы. Проведение лекций, бесед, творческих выступлений деятелей культуры в школе. Выездные спектакли, выступления, концерты артистов театра в образовательных учреждениях.Компонент №2Первое направление «Школа-музей»: Посещение школьниками музейных экскурсий и лектория по запросам образовательного учреждения на основе существующих в музее программ. Проведение экскурсий, обзорных лекций с целью знакомства с историей и деятельностью музея. Охват школьников студиями, кружками при музее.Второе направление «Музей-школа»: Приход деятелей культуры в образовательное учреждение для ознакомления с возможностями музея в развитии и образовании школьников. Помощь профессионалов в создании школьного музея, факультатива по подготовке музейных гидов, проведении экскурсий по Москве силами школьников или театральной студии. Образовательные программы по технологиям музейной педагогики для школьников и педагогов на базе школы. Проведение лекций, бесед, творческих выступлений сотрудников музея в школе. Выездные экскурсии и консультации работников музея в образовательных учреждениях.Таким образом, отличительная черта концепции гуманитаризации образования то, что процесс освоения культуры в образовательных учреждениях рассматривается через визуальную среду, сферу предметно-пространственной деятельности, через живое освоение культурного пространства и действие в нем в условиях активного взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры, непрерывного взаимодействия объектов культуры, живой природы и человека.Елена ОЛЕСИНА, заведующая лабораторией интеграции искусства ИХО РАО;Ольга СТУКАЛОВА, ведущий научный сотрудник ИХО РАО
Комментарии