Пожалуй, самым трудоемким и наиболее обсуждаемым в 2006 году стал процесс написания школами программ информатизации. Школьные команды – актив педагогического коллектива, отвечающий за информатизацию образовательного учреждения, – три раза в течение года собирались на семинары при ММЦ, совершая практически таинство! Здесь рождались не планы по компьютеризации школ, а документы, определяющие перспективы развития образовательного учреждения, способные разрешить накопившиеся насущные проблемы конкретной школы, с использованием ресурсов, разработанных в проекте ИСО.
Как сделать так, чтобы автоматизация управления школой с помощью системы «Хронограф» облегчила жизнь учреждения, а не наоборот? Как использовать эффективно цифровые образовательные ресурсы на уроках? Как мотивировать педагогов к участию в проектной деятельности, к обучению на курсах ИКТ-компетентности? На эти и многие другие вопросы школьные команды совместно с методистами ММЦ и РКЦ пытались найти ответы.
Первые программы информатизации школ Хабаровского края создавались совместными усилиями, в несколько этапов, тщательно анализировались и публично обсуждались. Впервые ИКТ пытались рассматривать не как самоцель, а как привычный инструмент решения проблем.
Совершенно очевидно, что инициированная проектом ИСО процедура создания таких программ оказала существенное влияние на изменение подходов к управлению школой. Стало ясно – хороший документ не может быть разработан без самообучения в области элементарных навыков менеджмента, без организации командного взаимодействия, без укрепления горизонтальных связей (внутри школы, между школой, роно и ММЦ-РКЦ). Именно в этом направлении нам и предстоит двигаться дальше.
«Апгрейд» соглашений
Процедура заключения соглашений о сотрудничестве между ММЦ и школой позволила в очередной раз вспомнить, что мы учимся жить и работать в гражданском обществе. ММЦ осваивают искусство цивилизованно предлагать свои услуги школам, школы постигают задачу выставлять свои требования методическим центрам. Отрадно, что некоторые ММЦ после первоначально формального подписания договоров «по приказу сверху» вернулись на последних семинарах к совместному со школьными командами чтению уже подписанных текстов, началась процедура «апгрейда» этих документов. Уточнение и конкретизация, составляющие предмет дополнительных соглашений, позволяют школам «потребовать свое», заставить ММЦ развернуться лицом к потребностям образовательного учреждения. Методические центры же от этой процедуры получают как минимум гарантию выполнения своего технического задания в части семинаров, анкетирования, курсов и так далее. А как максимум – заинтересованных и смотивированных сторонников своего существования и развития.
Есть надежда, что, получив опыт такого партнерского взаимодействия, школы смогут активнее использовать аналогичные процедуры договоренности с родителями, с органами управления образованием, со спонсорами, общественными организациями. Изменение позиции просителя или требователя на позицию необходимого партнера, который также может быть полезным своими ресурсами, – один из запланированных результатов проекта ИСО в региональной системе образования.
Не то, что хочешь, а то, что нужно!
Конкурсы педагогических инициатив дали возможность не столько вознаградить самых лучших, самых активных, но и сделать главное – помочь инноваторам избежать «публичного» одиночества. В Хабаровском крае более 30 победителей конкурсов педагогических инициатив уже получают грантовое финансирование на описание и распространение своего опыта. Победители и участники конкурсов объединяются в сообщества, обмениваются информацией и опытом, распространяют свои идеи и ощущают себя востребованными учителями и школьниками не только в своей школе. И опять же наряду с радостью от большого количества инициативных педагогов, совершающих массу интересных проектов (на конкурсы 2006-2007 годов было подано более 250 заявок), есть осознание того, что их могло бы быть гораздо больше.
Аналитические записки экспертного совета по итогам завершившихся в регионе семи конкурсов содержат замечания относительно культуры оформления заявок и отчетов руководителей проектов, неумения выдерживать заданные стандарты, ориентироваться на указанные критерии, соблюдать сроки. Проект ИСО учит нас определенной строгости – предоставлять на денежные конкурсы не то, что хочешь, а то, что нужно! Выигрывают те, кто умеет достойно представить и презентовать себя. И школы, а также ММЦ начинают перестраивать собственные подходы к оценке работ учителей на районных, внутришкольных конкурсах, к оцениванию детских работ в проектах и на уроках.
Новые среды общения
Проектно-программный метод управления требует открытости обсуждений, а совместное создание документов и продуктов – развития новых сред общения. Регулярное и достаточно полное информирование всех субъектов образования о мероприятиях проекта ИСО на сайте РКЦ (www.ippk.ru/iso/iso.htm), обсуждение проблемных вопросов на форумах РКЦ, коллективное создание материалов и документов на сайте ХабаВики* значительно упрощают процесс управления и содержательную деятельность участников проекта.
Мы все чаще наблюдаем изменение самого проекта под воздействием пилотных регионов в целом по стране и под воздействием ММЦ на региональном уровне. Это дает основание думать, что информатизация системы образования действительно приучает нас жить и действовать в информационном обществе. Надеемся, что образ такой деятельности мы сможем перенести на все процессы в образовании, а не только на те, которые касаются информатизации. Для этого необходимо вовлекать в различные сетевые обсуждения, семинары, в конкурсы и проекты как можно больше учителей-предметников совместно со школьниками.
Необходимость меняться
Увы, 52 процента тестируемых школьников в нашей стране показывают низкий уровень ИКТ-компетентности, и лишь 10 процентов педагогов в среднем по России эффективно применяют ИКТ на уроках. Однако уникальные аналитические инструменты проекта ИСО (анкета информатизации школы и тест ИКТ-компетентности девятиклассников), а также полученные с помощью них результаты заставляют всех нас меняться, иначе мы рискуем продолжать выпускать из школы молодых людей, не готовых к жизни вне неинформатизированной, несовременной школы.
В связи с этим весьма своевременно начались процессы изменения программ подготовки педагогов на курсах ИКТ-компетентности, подходы к проведению семинаров для учителей и руководителей образовательных учреждений при ММЦ. Новые педагогические технологии, ориентированные на метод проектов, обучение в сотрудничестве, проблемное и исследовательское обучение, ЦОРы и ЭОРы – все это необходимо осваивать в действии, одновременно с постижением ИКТ. Очевидно, что все это вполне возможно лишь после продуктивного обучения учителей в ММЦ, при условии, что эти педагоги не окажутся брошенными и по окончании обучения на традиционных курсах. Межшкольный методический центр, который «привяжет» к себе учителя замечательными курсами, ресурсами, семинарами, выживет и после проекта.
Не только должность
ММЦ за период проекта набрали силу. В некоторых муниципалитетах они превратились в достойных конкурентов действующей методической службе, в других – начались активные процессы взаимопроникновения (или поглощения) этих служб. Выбор сценария развития ММЦ и муниципальной системы образования остается за конкретными муниципалитетами. В любом случае у педагогов появилась возможность в достаточной близости от школы найти методическую помощь в области применения многообразных, стремительно возникающих новых цифровых ресурсов.
Сейчас с достаточной долей вероятности можно сказать, что при окончании проекта методические центры останутся жить, потому что они уже успели доказать свою необходимость и учителям, и руководителям различного ранга. Самим же ММЦ стало очевидно, что необходимо постоянно совершенствоваться, и в первую очередь развивать кадровые ресурсы. Методист (основная структурная единица центров) – это не только должность, но и набор определенных качеств и умений, которые нужно приобретать и совершенствовать.
Но традиционный процесс обучения кадров становится все более востребованным. Единственный путь, оправданный в условиях необходимости массовых изменений, – это принятая в проекте каскадная система. Современная ситуация подтверждает неэффективность и невозможность традиционного руководства РКЦ-ММЦ с ориентацией на одиночек, героев-менеджеров. Необходимы единое информационно-правовое поле, стандартные решения, создаваемые совместно, развитие сетевого взаимодействия по наиболее актуальным проблемам. Открытый доступ к ресурсам всех систем РКЦ-ММЦ уже снимает многие проблемы и в дальнейшем будет помогать повышать квалификацию наших специалистов.
Жизнь в реальном мире
Система образования региона меняется, может, не так стремительно, как хотелось бы некоторым, или не в ту сторону, как желали бы многие. Однако образование – составная часть окружающего нас мира, его не самая последняя часть. Мы можем сколь угодно много говорить о том, что раньше все было лучше и стабильнее, школу уважали больше, учителя ценили выше, ученики были умнее и послушнее, а родители ничего не требовали, и поэтому было прекрасно. Но мы должны учиться жить именно в том мире, который нас окружает.
Проект ИСО, сколько бы накладок, несостыковок и недовыполнений в нем ни происходило, дает нам возможность понять, как может быть устроена новая система образования. Мы выиграем, если научимся учиться постоянно, соблюдать правила, установленные другими, и устанавливать собственные, договариваться с коллегами и с противниками, объединяться, преодолевая расстояния, доказывать, что без нас нельзя работать эффективно!
Анна КОРОВКО, проректор по информатизации образования ХК ИППК ПК, заместитель директора РКЦ
Комментарии