search
main
0

Партнеры. Информационные технологии в системе образования Москвы

Необходимость информатизации сферы образования, применение системного подхода к реализации инновационной образовательной политики – приоритетная задача сегодняшнего дня. На ее решение и направлена главным образом деятельность Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы. О работе Информационно-аналитического центра (ИАЦ) рассказывает его руководитель Владимир ЯБЛОНСКИЙ.

– Владимир Борисович, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения ИАЦ.

– Центр был создан в 1993 году. Его основными задачами всегда были выработка концепций, организационное и техническое обеспечение программ информатизации, построение и поддержка информационно-технологической инфраструктуры московского образования. Деятельность «на стыке» технических и социальных наук – информатики, педагогики, социологии, экономики – позволила нам воплощать в жизнь масштабные отраслевые и межотраслевые проекты в рамках единой концепции информатизации системы образования города Москвы.

Разработки ИАЦ отмечены целым рядом дипломов, а сам он удостоен международной награды «Факел Бирмингема» (символ вклада в социальное и экономическое возрождение России) в номинации «За компьютеризацию и системную информатизацию».

За годы своей деятельности в нашем центре прошли обучение свыше 5 тысяч высококвалифицированных специалистов, занятых в сфере образования (управленцы, руководители образовательных учреждений, методисты, преподаватели информатики).

– Что представляет собой ИАЦ сегодня?

– Центр можно отнести к сегменту средних предприятий. Здесь действуют 4 экспертные научные лаборатории, а в штате работают порядка 70 человек, среди которых 8 кандидатов наук.

В основе функционирования центра – опора на тесные многолетние связи с научными организациями, Комитетом по науке и технологиям при правительстве Москвы, крупными компаниями, являющимися производителями инновационного оборудования и программного обеспечения.

ИАЦ осуществляет полный цикл работ по проектной интеграции в сфере образования (предпроектные исследования, разработка, внедрение и эксплуатация систем), оказывает консалтинговые услуги и обеспечивает методологическую поддержку создания единого информационного пространства учреждений образования. Помимо этого мы проводим исследования по выявлению ключевых потребностей органов управления образованием региона в информатизации, разрабатываем программы информатизации региональных образовательных систем, участвуем в формировании стандартов, а также в создании и интеграции функциональных модулей в единую информационную среду и инфраструктуру города/округа/региона.

В начале 2007 года центр получил статус испытательной лаборатории аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения.

– С чем, на ваш взгляд, связана высокая востребованность разработок ИАЦ?

– Мы прекрасно пониманием специфику задач, стоящих перед системой образования, постоянно изучаем информационные потребности пользователей, применяя инновационные подходы к проектированию и производству. Поэтому вполне естественно, что продукты центра нашли применение в каждом из более чем 3500 образовательных учреждений Москвы.

Нашей наиболее масштабной разработкой стала модель информатизации управления образованием «Район-Город-Регион». На ее основе в Москве действует Интегрированная автоматизированная информационная система управления образованием (ИАИС) – единая информационная среда, интегрирующая массив информационных ресурсов для принятия решения в сфере управления образованием на уровне города.

– Чем конкретно занимается центр в данный момент?

– Мы одновременно ведем целый ряд проектов и направлений, большинство из которых связано с выполнением заказов Департамента образования города Москвы и других государственных заказчиков). Среди них:

– организационное и административное сопровождение проектов в сфере информатизации образования;

– подготовка нормативной базы развития информационной инфраструктуры московского образования;

– разработка и внедрение новых управленческих технологий в образовании, реинжиниринг управленческих процессов, консалтинговые услуги;

– проектирование и разработка автоматизированных информационных систем и прикладных решений любого уровня (в том числе типовых «коробочных» продуктов) для нужд образования;

– системная и проектная интеграция;

– комплексная поддержка модернизации системы профессионального образования;

– повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, обучение их современным информационным технологиям;

– создание интернет-ресурсов, способствующих информационной открытости системы московского образования.

– Какие из проектов, по вашему мнению, наиболее перспективны?

– Помимо уже упомянутой ИАИС значимыми для всей системы образования столицы являются проекты:

– создание Единой системы дистанционного обучения (в рамках АИС «Профессиональное образование»);

– оснащение учреждений профессионального образования города Москвы современным компьютерным и учебным оборудованием*;

– развитие телекоммуникационной сети системы образования;

– проект «Карта учащегося» (в рамках проекта «Социальная карта москвича»).

Среди других же проектов, реализованных центром, можно отметить создание общегородской мультисервисной коммуникационной сети, благодаря чему все школы Москвы получили возможность бесплатного неограниченного высокоскоростного доступа к публичным ресурсам Интернета. Нельзя не упомянуть создание и сопровождение информационных порталов «Московское образование» (www.mosedu.ru) и «Профессиональное образование» (www.profedu.ru), сайта Департамента образования города Москвы (www.educom.ru), а также системы дистанционного образования. Центром разработана информационная система учета и идентификации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, подбора ребенку с ограниченными по здоровью возможностями профессии (специальности) для обучения.

Предложенная нами концепция информационно-аналитической системы «Молодые кадры Москвы» позволяет обеспечить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, методологию и технологию комплексного анализа проблем образования для реализации и системного сопровождения городских и федеральных целевых программ в территориальных образовательных системах.

– С какими организациями у вас налажены партнерские взаимоотношения?

– В качестве наиболее известных партнеров могу назвать компанию IBM – одного из мировых лидеров производства серверных платформ и систем хранения данных.

Центр – участник программы «ORACLE Academy», направленной на распространение среди студентов и преподавателей знаний о современных технологиях, наиболее востребованных в условиях изменяющейся экономики, а также программы «Microsoft IT Academy». Статус, полученный центром, позволяет нам вести подготовку кадров уровня Microsoft Office Specialist и Microsoft Certified Professional.

Мы тесно сотрудничаем с учебным центром компании Hewlett-Packard в России, участвуя в реализации глобальной благотворительной образовательной программы по поддержке малого бизнеса – «HP Global MicroEnterprise Acceleration Program». Это помогает будущим специалистам научиться профессионально организовывать бизнес-процессы, применять современные информационные технологии в производстве и управлении.

ИАЦ выступает партнером международной программы корпорации Intel «Обучение для будущего». Наши специалисты осуществляют совместную со специалистами корпорации подготовку учителей информатики, преподавателей-предметников и студентов педагогических вузов проектному подходу к организации обучения и работы, эффективному применению новых педагогических и информационных технологий.

Взаимодействует центр и с «Академией АйТи» – одним из ведущих российских поставщиков продуктов, услуг и решений для профессионального обучения. Сотрудничеством ИАЦ и этой организации предусмотрены совместное обучение современным технологиям учащихся колледжей, а также профессиональная переподготовка специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.

– Владимир Борисович, что можно сказать о перспективах развития возглавляемой вами организации?

– Наши планы предполагают достижение новых целевых результатов в самых разных областях.

Например, что касается образовательно-просветительской деятельности, мы запланировали подготовку интерактивных городских и межрегиональных образовательно-просветительских мероприятий в формате видеоконференций (на базе мультисервисной корпоративной сети Департамента образования города Москвы), участие в организации открытых «он-лайн-уроков» (в рамках проекта «Всероссийский урок информатики»), тиражирование опыта ИАЦ по информатизации системы столичного образования в региональном образовательном пространстве России.

В научно-исследовательской сфере центру предстоит решать проблемы создания информационного пространства общероссийской системы оценки качества образования. Нужно отработать подходы к межуровневой, межрегиональной, межотраслевой международной интеграции информационных систем; к разработке, реализации и сопровождению мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», городской целевой программы «Электронная Москва-2», Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Кроме того, мы предполагаем осуществить разработку инновационных образовательных программ, предназначенных к использованию в рамках Единой общегородской системы дистанционного обучения города Москвы, а также инновационных проектов «Школа будущего» и «Колледж будущего».

В перспективе внедрение новых технологических решений в систему управления образованием города Москвы, развитие находящихся в эксплуатации в системе образования столицы автоматизированных учетных и аналитических систем.

Наконец, в планах ИАЦ – реализация целого ряда проектов по автоматизации деятельности подразделений Департамента образования города Москвы, а также развитие собственных внутрикорпоративных информационных систем.

Владимир Борисович ЯБЛОНСКИЙ

Родился 13 ноября 1970 года в Москве. В 1992 году окончил Московский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта имени Ф.Э.Дзержинского, в 2004 году – Академию труда и социальных отношений. Директор Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования города Москвы. Кандидат экономических наук, лауреат Премии Президента РФ за разработку и практическую реализацию целостной концепции «Информационно-образовательное пространство региона». Победитель десятого юбилейного Российского конкурса «Менеджер года-2006» в номинации «Информационные технологии».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте