Соглашение о социальном партнерстве, заключенное 26 марта 2014 года руководителем Департамента образования и председателем Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2014-2016 годы, позволяет выстраивать сотрудничество власти и общества.
В новом учебном году, если учесть выполнение всех приказов по реорганизации, у нас в системе образования окажется меньше 1000 образовательных организаций из более чем 4000. Возникает вопрос: как чувствует себя хороший учитель в новых условиях? Если хороший учитель чувствует себя не хуже, а лучше, с учетом увеличившихся инвестиций, это положительное явление. Как живут особенные образовательные среды? Я говорю о педагогическом опыте работы с детьми с особенными потребностями, начиная от состояния их физического здоровья и заканчивая их социальным здоровьем. Мы не вправе потерять то, что имеем. Реальная самостоятельность образовательных организаций, явно большие деньги автоматически не ведут к успеху, оказывается, этот процесс рождает достаточное количество рисков, и мы должны говорить о том, какие социальные инструменты или механизмы позволяют компенсировать эти риски. Один из таких инструментов – наше Соглашение о социальном партнерстве, заключенное 26 марта 2014 года руководителем Департамента образования города и председателем МГО Общероссийского профсоюза образования и науки РФ на 2014-2016 годы. Соглашение определяет порядок взаимодействия, направленного с двух сторон к единой цели – благополучию педагогического коллектива. Если быть точным и обратиться к словарю, то «партнерство – совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели».Появлению этого документа предшествовала большая работа постоянно действующей отраслевой комиссии. Члены комиссии как со стороны Департамента образования, так и со стороны профсоюза на протяжении длительного времени на нескольких заседаниях активно обсуждали и отстаивали свои позиции по каждому разделу Соглашения, поэтому каждый пункт его выверен и взвешен. Однако, к большому сожалению, не все руководители, да и председатели первичных профсоюзных организаций, достаточно хорошо знакомы с этим документом. Этот факт вызывает удивление, так как законодательство дает возможность, но трудовые коллективы не в полной мере используют право предоставления своим работникам преимуществ и дополнительных мер социальной поддержки. Возникает вопрос: почему другая сторона социального партнерства – профсоюзные организации, которые должны быть заинтересованы в реализации этого документа, тоже в силу каких причин, не могут обеспечить, чтобы этот документ в полной мере работал в каждом педагогическом коллективе? Возникает и второй вопрос: а как быть там, где нет первичной профсоюзной организации? Или как заботиться о педагогах, не ставших членами профсоюза? Не понимаю, почему у нас стабильно число учреждений образования, имеющих коллективные договоры, не превышает 70%. Либо это сила и слабость соответственно сторон партнерства, либо это пренебрежение к этому инструменту, а он может быть весьма полезен.Чуть раньше, за месяц до подписания Соглашения, мы направили в округа письмо Департамента образования и профсоюза образования с рекомендациями по обеспечению гарантий прав и условий деятельности первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений, в том числе в части установления доплаты председателю первичной профсоюзной организации из средств работодателя за выполнение функций по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников, участие в управлении образовательным учреждением. Бесспорно, аккумулирование бюджетных ресурсов в больших комплексах и возможность реального повышения заработной платы налицо. Но дальше возникает вопрос: как обеспечивать связь между качеством учительской работы и заработной платой? Ведь результат учительского труда – это (кроме текущих показателей) отложенный результат и на 10, и на 15, и на 20 лет. Здесь явно не обойтись без коллективных экспертных оценок.В любом случае мы будем стремиться поддерживать достигнутый уровень зарплаты, связь между зарплатой и результатами работы конкретного учреждения. Цифры, наверное, у всех на слуху: например, средний размер заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в прошлом учебном году составил 44 тыс. рублей в месяц, что на 21,2% больше, чем в предыдущем; педагогических работников образовательных учреждений общего образования – 67 тыс. рублей в месяц, что на 8,3% больше; педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования – 38 тыс. рублей в месяц, что на 22,2% больше. Уровень заработной платы в значительной степени компетенция образовательной организации и педагогического коллектива. Положение об оплате труда у каждого комплекса индивидуально, но если нет динамического равноправного взаимодействия администрации и профсоюзной организации в вопросах оплаты труда, то возникают конфликтные ситуации, которые съедают время, необходимое для добрых дел.Одно из основных направлений деятельности Департамента образования и МГО профсоюза в рамках Соглашения – повышение квалификации работников и закрепление профессиональных кадров. Департамент в прошедшем учебном году проводил упреждающее финансово-экономическое обучение работников из числа руководящего и педагогического состава образовательных учреждений. 545 человек прошли обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям «Экономика и предпринимательская деятельность», «Управление организацией (менеджмент организации)», «Управление образовательным учреждением». Одновременно МГО профсоюза за этот период также планомерно осуществляла работу по обучению профсоюзного актива: проведены 28 выездных семинаров на Центральных профсоюзных курсах Московской Федерации профсоюзов, на которых более 3 тыс. человек прошли обучение по проблемам применения законодательства об образовании, трудового законодательства, законодательства об охране труда, по вопросам реорганизации образовательных учреждений, осуществления организационной, финансовой, информационной работы. Более 200 председателей профсоюзных организаций получили сертификат по специальности «Профсоюзный менеджмент» по итогам обучения на курсах в Учебно-исследовательском центре МФП.Свидетельством высокой степени участия профсоюза образования в государственно-общественном управлении стала возможность работы профсоюзных представителей в аттестационной комиссии: председатель МГО профсоюза Марина Иванова – заместитель председателя городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников и член аттестационной комиссии по аттестации руководителей образовательных учреждений.При аттестации руководителей государственных образовательных учреждений для подтверждения соответствия занимаемым ими должностям учитывается не только мнение коллектива, но и мнение межрайонного совета директоров.В соответствии с Соглашением Департамент образования и профсоюз договорились участвовать в постоянно действующих органах социального партнерства, комиссиях, создаваемых на уровне города и отрасли; включать в состав рабочих групп по разработке проектов нормативно правовых актов города Москвы, касающихся трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, представителей профсоюза.Выявлению, поддержке и поощрению лучших работников отрасли способствуют городские конкурсы профессионального мастерства учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения. В 2013 году Московской городской организации профсоюза была предоставлена возможность выдвигать своих представителей из числа профактива для участия в городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2014», в этом году эта возможность расширяется и по новому положению МГО профсоюза может выдвинуть на 2-й этап городского профессионального конкурса до 30 кандидатур.Наиболее актуальной проблемой для педагогических работников была и остается жилищная. По нашей договоренности организацией этой работы занимается МГО профсоюза. Только за первое полугодие 2014 г. МГО было рассмотрено 148 обращений граждан по жилищным вопросам; в течение года проработаны более 200 различных инициатив и документов по жилищной тематике; заключены договора купли-продажи на 52 квартиры, переоформлены договора аренды на договоры найма на 261 квартиру, закреплены за работниками образовательных учреждений 233 служебных жилых помещения.Нельзя не сказать о таком большом и значимом разделе нашей совместной работы, как охрана труда. В последние годы стабильны результаты этой деятельности. В проработке находится вопрос учета и этой позиции в рейтинге. Безопасность детей и работников – главный фактор благополучия коллектива. Продолжена работа по специальной оценке условий труда, в том числе с привлечением средств на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. В 2013 году объем финансовых средств на эту работу составил почти 9 млн рублей. Сложилась система работы по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников образовательных учреждений. За 2013 год прошли обучение по охране труда 6066 руководителей и специалистов.Наряду с этим уже традиционно совместными усилиями проводятся смотры-конкурсы по охране труда: в Московском городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда приняли участие 929 учреждений. Конкурс этого года отличается от предыдущего года тем, что победили в конкурсе крупные образовательные комплексы.Для информационного сопровождения социально-партнерской работы на официальном сайте департамента с сентября 2013 года появилась информация о МГО профсоюза с контактами (в разделе «Общественные организации»). Для освещения достижений и проблем в сфере образования Москвы, в том числе по обсуждению и применению трудового законодательства и законодательства об образовании, оплаты труда работников с апреля 2014 года Департамент предоставил техническую возможность для проведения каждые две недели селекторного совещания «Профсоюзный час».В адрес Департамента образования приходит большое количество обращений граждан, в том числе и наших работников. По договоренности с профсоюзом обращения, касающиеся систем оплаты труда, административного давления, недостаточной информации в сфере трудовых отношений, мы передаем на рассмотрение в профсоюз. Только за первое полугодие 2014 года сотрудники МГО рассмотрели 285 обращений, при этом лидерство по характеру заявлений держат жалобы на руководителей, снижение заработной платы и нарушения в оформлении документов по трудовым отношениям. Здесь нам вместе еще есть чем заниматься.Общепризнана невозможность чиновника исправить чиновника. Контролер над контролером не обеспечивает эффективности системы. Только созданием оптимальных правил поведения и открытостью деятельности руководителей образовательных организаций можно системно исправлять недостатки. Это, на наш взгляд, в значительной степени функция профсоюза, и мы вправе надеяться, что эта функция будет реализована.Анализ обращений приводит к такому выводу. Излишне покладистый профсоюз в школе никому не нужен. Вариант уравновешивания сторон социального партнерства позволит в каждом педагогическом коллективе достойно ответить на два вопроса – о том, как чувствует себя хороший учитель в новых условиях, как чувствуют себя особенные образовательные среды, которыми во все времена гордилась система московского образования.Михаил Тихонов, первый заместитель руководителя Департамента образования (Из выступления на секции)
Комментарии