Ребенка воспитывает все общество. Причем воспитание все в большей степени продолжает приобретать культурно-историческую ценность. Ведущая роль в этом принадлежит, конечно, родителям. Они – члены общества, которые обмениваются между собой современными установками на воспитание и формулируют свои собственные. Это люди, связанные семейными отношениями, воспринимающие опыт старших поколений и передающие своим детям культурно-исторические ценности.
В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности. Н.Непомнящая к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широком плане. Именно в этом процессе ребенок наиболее эффективно усваивает нравственные понятия, осознает необходимость совершения нравственного поступка. Такому осмыслению помогают воспитательные методы воздействия, опирающиеся на интеллект ребенка (например, вопросы в процессе беседы, направленные на установление зависимостей между характером и поступком, поступком и его следствием, целью и результатом совместной деятельности), а также обучающие методы воздействия, приводящие, например, к формированию преемственности представлений и личностных смыслов между поколениями в семье.
В связи с этим любая совместная деятельность родителей и педагогов в этом направлении отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.
За сохранение такой целостности отвечают комплексные программы. Но, к сожалению, они не могут учесть всех нюансов развития ребенка, подстроиться под его индивидуальность и запросы родителей. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия взрослого с детьми.
Парциальные программы, реализуемые в группах кратковременного пребывания, используются для того, чтобы отразить специфику работы учреждения, при котором они созданы; позволяют реализовать возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского творчества, доме культуры и т.п.).
Педагоги и родители, заинтересованные в том, чтобы передать культурно-исторические ценности дошкольникам, оказываются перед выбором достойной программы. Дополнительные образовательные программы осуществляются только по желанию родителей на договорной основе с ними. В некоторых территориях Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области) большое значение придается программам художественно-эстетического цикла, этнокультурным и культурологическим. Среди них особое место занимает социокультурная программа «Истоки». В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования, среди которых выделяются программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Князевой и М.Маханевой, «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л.Галигузовой и С.Мещеряковой, «Наследие» М.Новицкой и Е.Соловьевой.
Анализ программы «Истоки», проведенный преподавателями нашей кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ по направлению работы дошкольных учреждений с родителями, показал, что наиболее успешному формированию ценностных установок помогает художественная литература. Художественная литература, рабочие тетради, в которых дети вместе с родителями выполняют задания, помогают ученикам раскрыть понятия о добродетелях человека, а отцам и матерям – переосмыслить свою роль в воспитании ребенка, определить нравственные ценности в своей жизни. Переплетение таких заданий воспитательного характера с развивающими и обучающими придает этой программе характер комплексности, который на практике дошкольные учреждения реализуют в разных видах деятельности. Совместно с родителями воспитатели проводят множество мероприятий, направленных на повышение культуры дошкольника, формирование любви к Родине. Модель «социокультурные истоки», лежащая в основе программы, способствует формированию прежде всего духовно-нравственных ценностей.
Но что знают о них родители? С этой целью мы проанализировали данные мониторинга патриотического воспитания, проведенного в московских детских садах, пользующихся парциальными программами, и в детсадах Калининграда, Калининградской области, в основном использующих в качестве дополнительной программы «Истоки».
Результаты показали, что ценностные установки родителей во многом определяют их отношение к сотрудничеству с педагогами, но в зависимости от того, на какие установки родителей делает акцент воспитатель, зависит результативность патриотического воспитания. Если мы берем опыт московских детских дошкольных учреждений, то обнаруживаем эффект активной взаимосвязи с родителями при опоре на когнитивный и эмоционально-побудительный компонент патриотизма. Опыт калининградских педагогов показывает такую же зависимость в области интеллектуального компонента.
Таким образом, развивающий характер имеют все программы, но особенность программы «Воспитание на социокультурном опыте» – взаимосвязь с жизнью, опытом ребенка. Когда малыш начинает понимать, что ценности, усвоенные в детском саду, важны для его семьи (а это стержень программы), то ему становится легче использовать их в жизни. В этом и состоит деятельностный компонент.
Что касается родительских установок, то картина в среднем одинакова. Ощущение исторического долга и преемственности поколений у родителей невысокое. Положительны установки на передачу семейных традиций, знакомство с культурой своей страны, несмотря на то что уровень собственных знаний может быть совершенно различным.
В Калининградской области эксперты попытались дать дифференцированный анализ самооценки родителей, дети которых посещают и не посещают учреждения, реализующие программы духовно-нравственного воспитания.
Изучение отношенческого компонента у родителей, чьи дети воспитываются в детсадах, реализующих программу духовно-нравственного становления, показало следующее. На хорошем уровне сформированности находятся такие составляющие, как определение себя как патриота своей Родины, актуальность проблемы патриотического воспитания для нашего времени, правомерность разговора о патриотическом воспитании в условиях семьи.
У родителей, чьи дети посещают обычные детские сады без приоритета, определение себя как патриота своей Родины наблюдалось редко, важнее была установка на участие всех членов семьи в осуществлении патриотического воспитания ребенка.
На низком уровне для обеих групп находился такой параметр, как обладание личностными качествами, которые могут служить положительным примером.
Соотнесение результатов самооценки родителей с данными, полученными в ходе изучения их педагогических установок, свидетельствует о том, что большинство из них имеют культурно-исторические знания о своей Родине, символике государства. Это соответствует их установкам на передачу знаний поколениям, формирование уважения к людям, много сделавшим для страны. Они проводят экскурсии с детьми, знакомят их с достопримечательными местами родного края, занимаются краеведо-туристической деятельностью и др.
Немного меньше родители знают об истоках русской народной культуры, народных традициях, хотя в целом воспитывают детей в русле традиционной культуры. Их установки связаны с идеей народности (использования народных традиций) в воспитании детей и идеей православия. В этом явная роль принадлежит осознанию родителями своего вероисповедания и реализации принципов православного воспитания в программе «Истоки».
У родителей, чьи дети не обучались по данной программе, слабо выраженными оказались все знания, связанные с историей, символикой, истоками русской народной культуры и традиций. Зато на бытовом уровне они знакомили детей с основами общей культуры поведения, формировали нравственные установки.
Вывод один: чем больше проводится работы по патриотическому воспитанию, тем выше оказывается компетентность родителей в этом вопросе. Сами дети часто стимулируют своими вопросами познание родителей в области истории и культуры.
Анализ итогов, проведенный во всех этих регионах, подтвердил, что результаты патриотического воспитания в большей степени соответствуют поставленным задачам, условиям воспитания ребят в семьях, чьи дети посещают образовательные учреждения, работающие по дополнительным или парциальным программам.
Основные ценностные установки родителей на воспитание детей – воспитание любви к родному дому, приобщение детей к традиционной семейной культуре, воспитание интереса и уважения к людям разной национальности и проявление терпимости к религиозным установкам людей другого вероисповедания, изучение историко-культурного наследия своей страны.
Для тех родителей, чьи дети посещают дошкольные детские учреждения, где дополнительно не занимаются патриотическим воспитанием, ценностные установки следующие: воспитание любви к родному дому, приобщение детей и родителей к традиционной семейной культуре, воспитание любви и бережного отношения к родному языку, воспитание культуры чтения на основе народного устно-поэтического наследия и отечественной литературы.
Таким образом, духовно-нравственные ценности наиболее активно перенимаются детьми при условии тесного сотрудничества их родителей с педагогами детсада, которые ведут эффективную работу по патриотическому направлению. Программу «Воспитание на социокультурном опыте» для детей дошкольного возраста можно активно применять как парциальную программу в группах кратковременного пребывания и семейных консультативных пунктах, а также для повышения уровня педагогической компетенции в вопросах патриотического и этнокультурного воспитания (православный компонент) детей, посещающих группу полного дня.
Юлия МИКЛЯЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института
Комментарии