Государственная Дума РФ приняла на пленарном заседании законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (по вопросу усиления уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних)», внесенный по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева. Дело в том, что в течение последних трех лет существенно увеличилось количество преступлений, совершенных в отношении детей.
СтатфактСтатфактПо данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, 760 тысяч несовершеннолетних живут в социально опасных условиях, 12500 детей числятся в розыске.
Комментарий «УГ»Суть дела в определении наказания за преступления в отношении детей и в предотвращении таких преступлений. Сегодня проблема заключается в том, что люди, осужденные за преступления против несовершеннолетних, выходя из тюрьмы, спокойно продолжают работать с детьми.Депутаты, входящие в Комитет Госдумы по вопросам женщин, семьи и детей, предложили на этот счет сразу несколько законов, долго их обсуждали на «круглых столах», парламентских слушаниях и конференциях, отмечая удивительную мягкость отечественного законодательства, позволяющую, скажем, педофилам из США приезжать в Россию, вольготно себя здесь чувствовать и безнаказанно совершать преступления против детей.Если такое преступление совершено по предварительному сговору группой лиц либо организованной группой, то тут наказание будет на срок до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового.
олько в 2008 году в России жертвами преступлений стали 126 тысяч несовершеннолетних, 1914 из них погибли, 1300 пострадали от сексуального насилия, 5233 – от ненасильственных половых преступлений.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства – участники конвенции должны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (часть вторая статьи 6), принимать все необходимые законодательные меры в целях защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или от небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (часть первая статьи 19), а также принимать все необходимые меры, включая законодательные, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (статья 33) и защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34).
Законопроект, предложенный по инициативе Дмитрия Медведева, предусматривает ужесточение наказания за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, предусмотренных статьями 105 («Убийство»), 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), 131 («Изнасилование»), 132 («Насильственные действия сексуального характера»), 134 («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»), 135 («Развратные действия»), 156 («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), 228 («Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»), 230 («Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ»), 242 («Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних») Уголовного кодекса Российской Федерации.
Суть дела в определении наказания за преступления в отношении детей и в предотвращении таких преступлений. Сегодня проблема заключается в том, что люди, осужденные за преступления против несовершеннолетних, выходя из тюрьмы, спокойно продолжают работать с детьми. В связи с этим предусматриваются изменения в статью 47 УК РФ («Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»), в соответствии с которыми суд может назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания на срок до двадцати лет за совершение преступлений, предусмотренных статьями 134, 135, 156 и 242 Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам «Об условно-досрочном освобождении» (от 24 сентября 2003 года), критерии, которым обязан соответствовать заключенный, чтобы его освободили условно-досрочно, должны быть реалистичны, то есть должны учитывать личность заключенного, социальную и экономическую ситуацию и доступность программ ресоциализации (пункт 18); при исключительных обстоятельствах, установленных в законе, условно-досрочное освобождение может быть отложено (пункт 23). То есть лица, осужденные за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в соответствии с новым законом должны будут отбыть не менее трех четвертей срока назначенного им наказания прежде чем у них возникнет право на условно-досрочное освобождение или на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
На пленарном заседании у депутатов разгорелась дискуссия по поводу нескольких статей, в частности, статей 134 и 135. Статья 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста», предписывает наказание штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного. Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Те же деяния, совершенные с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста, предложено наказывать лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового, а с лицом, заведомо не достигшим двенадцатилетнего возраста, – лишением свободы на срок до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового. Если такое преступление совершено по предварительному сговору группой лиц либо организованной группой, то тут наказание будет на срок до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового.
Приблизительно то же предложено и в статье 135 «Развратные действия»: совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. То же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в отношении лица, заведомо не достигшего двенадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц либо организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового.
Мнения на этот счет у участников пленарного заседания разошлись. Если «Единая Россия» целиком и полностью поддержала текст законопроекта, то лидер ЛДПР Владимир Жириновский вступился за несовершеннолетних Ромео и Джульетт, которые могут завести детей и в четырнадцать лет, оформив свои отношения вполне официально. Дескать, если девочка родила, а мальчика за это осудили, то это совсем неправильно, ведь, по мнению Владимира Вольфовича, тут наказывать не за что, так как налицо создание крепкой семьи. Если мы хотим ликвидировать демографическую яму, то пусть молодые вступают в половые отношения тогда, когда считают нужным. Если молодым пригрозить уголовным наказанием, то они пойдут в наркопритоны, и неизвестно, что лучше. «Мы должны принимать законы, – подвел итог Жириновский, – но должны думать о последствиях».
Иная позиция была у двух других партий – КПРФ и «Справедливая Россия». Коммунистка Нина Останина напомнила, что был уже принят Закон «О комендантском часе», инициированный желанием защитить детей. Но на самом деле, отметила Останина, тут налицо желание защититься от детей, так как этот закон убирал детей с улицы, ничего не дав им взамен. Такая же история, по мнению депутата, и с законом, который должен защитить детей от насилия. Эта тема очень волновала всех: и Верховный суд РФ, и Общественную палату РФ, и международное сообщество, встревоженное тем, что число насильственных и сексуальных преступлений против детей в России в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Депутаты, входящие в Комитет Госдумы по вопросам женщин, семьи и детей, предложили на этот счет сразу несколько законов, долго их обсуждали на «круглых столах», парламентских слушаниях и конференциях, отмечая удивительную мягкость отечественного законодательства, позволяющую, скажем, педофилам из США приезжать в Россию, вольготно себя здесь чувствовать и безнаказанно совершать преступления против детей. В Германии, например, пожизненно не допускаются к работе с детьми те, кто был уличен в преступных действиях по отношению к несовершеннолетним. В нашем же новом законопроекте обговариваются условия досрочно-условного освобождения этих людей из мест заключения за хорошее поведение (в зоне обычно детей не бывает, поэтому и поведение преступников пристойное) и не перекрывается возможность работы с детьми после некоего срока пребывания на свободе. По мнению Останиной, статьи 134 и 135 позволят любителям маленьких девочек и мальчиков ничего не бояться, ведь им можно будет заплатить всего лишь штраф в 100-200 тысяч рублей и продолжать свои преступления. А ведь пострадавший ребенок испытывает такой стресс, что становится склонным к суициду.
Председатель думского Комитета по вопросам женщин, семьи и детей Елена Мизулина тоже серьезно возмущалась содержанием предложенного законопроекта. Что же не устраивает Мизулину как руководителя комитета и как представителя фракции «Справедливая Россия»?
В международном праве есть совершенно жесткий принцип: не может быть толерантности в отношении преступлений, в результате которых страдают дети. Все подобные преступления в соответствии с этим принципом считаются серьезными – тяжкими и особо тяжкими. С этой точки зрения Мизулина оценивает новый закон как толерантный, терпимый к лицам, которые совершают сексуальные преступления в отношении детей и особенно в отношении подростков в возрасте 14-15 лет. Новый закон существенно и необоснованно смягчает наказание за так называемые насильственные половые преступления в отношении несовершеннолетних этого возраста. Это опять-таки статьи 134 и 135 УК РФ, в которых предусмотрены наказания за преступления гомосексуального характера, половые сношения и развратные действия. Мизулина удивляется, что за это предусмотрено всего 3-4 года лишения свободы и денежные штрафы. При этом депутаты обсуждают, много или нет 20 лет отлучения от работы с детьми в качестве дополнительного наказания, хотя психологи доказали: такие преступники могут совершить насилие над детьми и через 20, и через 25 лет. Дополнительное наказание тут ничего не дает. Удивляет Мизулину и то, что есть дифференциация детей по возрасту: в зависимости от этого происходит классификация преступлений и определение наказания, но нет дифференциации по виду преступлений – инцест, использование детей в коммерческих целях и так далее. А ведь это сексуальные преступления.
Словом, претензий у депутатов оппозиционных фракций хватало. Им не хватило голосов, чтобы заблокировать принятие этого законопроекта. А думское большинство и на этот раз проголосовало «за», предопределив счастливую судьбу нового закона.
Виктория МОЛОДЦОВА
От редакции
Уважаемые читатели! Нам интересно ваше мнение относительно нового законопроекта. Вы согласны с позицией «партии власти»?
Комментарии