Чем крупнее становилась наша школа, тем острее вставали перед нами, так сказать отцами-основателями, проблемы управления. Команда администраторов становилась все больше, появилась необходимость как-то воспитывать и настраивать самих управленцев, вырабатывать собственные принципы. Искусству руководства никто из нас специально не учился, овладевать им приходилось буквально на ходу, начиная с самых азов. Широко известны три стиля.
Жесткий – руководство с помощью страха и запугивания, который гарантирует, что вы обязательно добьетесь соответствующей ответной реакции. Мягкий стиль приводит к тому, что руководители этого типа быстро заканчивают карьеру, потому что дело разваливается. Идеальный компромисс – воодушевление своих работников на труд с полной самоотдачей и создание рабочей атмосферы, которая дает им возможность трудиться в полную силу. Золотое правило в этом случае: поддерживайте ваших людей, и они поддержат вас. Законы человеческих взаимоотношений неумолимы: что поощряете, то и получаете.
Я глубоко убеждена в том, что правильными организационными методами можно решить любую задачу. Важно четко определить поставленную цель и разумно распределить силы, необходимые для ее достижения. Никогда никакого нытья. Нет такого положения, из которого нет выхода. Я его обязательно найду, именно поэтому я веду за собой людей, а они идут за мной. Оптимизм, уверенность, решительность и способность рисковать – очень важные качества для лидера. Из принципов, которые сложились в собственном опыте, перечислю некоторые, хотя они и выглядят совсем просто:
- в управлении нет мелочей. Важно все – от принципов до интонации;
- в управлении нельзя без любви. Директор не может не любить своих заместителей, заместители не могут не любить директора. Основа команды – любовь и уважение друг к другу, к делу, к школе, к детям;
- в управлении невозможно без доверия. Не могу не верить заместителям. Можно ошибиться, нельзя обмануть;
- в управлении следует придерживаться главного правила: принятые решения не обсуждаются, принятые решения выполняются. Обсуждение возможно лишь на этапе обсуждения;
- в управлении успех возможен при соблюдении золотого правила: заместители никогда не обсуждают с подчиненными личность директора и его указания;
- в управлении невозможно без инструкций. «Хочешь жить спокойно – не жалей бумаги»;
- в управлении нельзя без постоянного движения вперед. Потерял способность учиться – откажись от должности.
Как бы мне хотелось придумать такие правила и инструкции, нарушать которые никто бы не смог! Как бы мне хотелось найти слова, которые наконец-то донесли бы до каждого понятные и простейшие вещи, самые элементарные требования! И все было бы хорошо, и все было бы в порядке. Никаких жалоб. Никаких мелких проблем. Работа только в радость – созидать, творить, наслаждаться, ежедневно продвигаться вперед, осваивая новые технологии, придумывая новые праздники, улучшая учебные кабинеты. Только вверх по лестнице успеха! Пессимисты (или реалисты?) меня убеждают в том, что такое невозможно, что люди есть люди, они не могут быть одинаково порядочными, четкими, дисциплинированными, профессиональными. Я возражаю: а как же великие оркестры, в которых каждый музыкант – виртуоз? Каждый заслужил право быть солистом. Но вместе они – оркестр. У всех общая партитура, один дирижер, жесту которого подчиняются все, и общая цель – играть великую музыку. И звучит великая музыка, которую вместе и слаженно играют великие музыканты, а мы наслаждаемся ими. Оптимисты (или романтики?) говорят: попробуй. Нет ничего невозможного. Я пробую, потому что я все еще оптимист и немного романтик и очень люблю великую музыку в исполнении великих оркестров.
Комментарии