Почти вся моя жизнь связана со школой. В детстве мы жили рядом с сельской школой. Мама работала уборщицей. Я любил сидеть у входа в класс и слушать рассказы учителя о дальних странах, невиданных животных и растениях, о морях и реках, в которых были и крокодилы, и бегемоты…В 1948 году меня, заочника Кабардинского пединститута, назначили директором семилетней школы села Нижний Чегем. Мне пришлось быть и завучем, и директором школы, и инспектором Министерства просвещения Кабардино-Балкарии. Последние 25 лет я живу рядом со средней школой, в которой часто бываю в качестве гостя.
Сейчас много говорится о плохом воспитании и состоянии здоровья выпускников школ, о необходимости реформы всей системы образования, но, к сожалению, все, что делает сейчас Министерство образования, только вредит школе, нашей системе образования.Несколько лет назад я писал: «Не перешивай хорошее платье – испортишь!» Вижу, что дельцы московских кабинетов упорно стараются из хорошего платья сделать портянки. Думаю, что наступление на ученика и на всю школу началось с того, что из школы убрали парту. Конечно, стол дешевле парты, но для сохранения осанки школьника парта лучше. Не знаю, много ли денег сэкономили на замене школьной мебели, но здоровью школьников нанесли ощутимый урон.Следующее нововведение (кабинетная система) нанесло очередной удар по здоровью детей. До введения этой системы каждый класс имел свою комнату, а ученик – свое место. Когда я был в Кутаиси, зашел в школу, в которой учился Маяковский. Над одной дверью в класс я увидел сверкающую медью надпись: «Класс Маяковского». Зашли в класс, и директор подвел меня к парте с медной пластинкой: «Здесь сидел Владимир Маяковский». Директор школы сказал, что его заставляют выбросить парты и поставить столы, но он не собирается этого делать. Ныне школа во время перемены превращается в настоящий растревоженный улей. По коридорам несутся встречные потоки. Каждый ученик спешит в другой кабинет. С введением кабинетной системы многие школы лишились учительской и пионерской комнат. В этих комнатах шла своя интересная жизнь. Учительская была не только штабом, но и комнатой отдыха, и местом дружеского общения учителей.В годы моего директорства в школе были столярная и слесарная мастерские, кабинет со швейными машинками и плитой, у которой мастерица Евдокия Васильевна учила девочек готовить вкусную пищу. Ее подруга, замечательная модистка Анна Николаевна, учила девочек шитью.Во дворе школы была небольшая спортивная площадка с турником, ямой для прыжков и гимнастической трапецией. Там постоянно ребята, а то и взрослые, соревновались по подтягиванию на турнике и по лазанию по канату или шесту трапеции. В другом конце двора небольшой пришкольный участок, там весь день копошились будущие Тимирязевы.Сейчас говорят, что все школы, в которых нет унитаза и душевой кабины, должны быть закрыты. А как же с селами и городками, в которых нет водопроводов и канализации? Их тоже ликвидировать? Раньше школа воспитывала грамотных, сообразительных и здоровых патриотов. К сожалению, такую школу мы потеряли.Иван ПОЛИЩУК, отличник народного просвещения, ветеран войны и труда, Нальчик
Комментарии