search
main
0

Парта с подоплекой И у нас в России есть разработки в области учебного оборудования

Износ вузовского лабораторного оборудования сегодня составляет в среднем по стране 70 процентов. Для поддержания его хотя бы на том же уровне необходимо 200 миллионов рублей ежегодно. Эти цифры, прозвучавшие на заседании Российского общественного совета развития образования, можно было бы дополнить школьной статистикой, увы, еще более плачевной. Оснащенность общеобразовательных учреждений лабораторным оборудованием колеблется от 15 процентов (в городах) до пяти процентов (в селах) от существующих нормативов.

Отечественные разработки в области учебного оборудования пользуются спросом на мировом рынке, – сообщил генеральный директор Российского научно-производственного объединения “Росучприбор” Вячеслав Крынкин. – Ежегодные международные выставки учебной техники “Worlddidac” демонстрируют искренний интерес зарубежной педагогической общественности к российским приборам, в особенности к их ценам. Поступают заказы… Однако дальше дело не идет. Слишком труден, а при единичных заказах так просто непреодолим путь от опытного образца, показанного на зеркальной витрине выставки, до серийного производства.
Наш производственный потенциал сильно ослаб за последние годы. Многие производители учебной техники обанкротились или перепрофилировали свои цехи на производство, например, кладбищенских оград. Из 120 предприятий сейчас реально существует менее пятидесяти. Именно существует, этот глагол весьма точно характеризует состояние отрасли.
Учебная техника – продукция весьма специфичная. Ее потенциальные покупатели – российские учебные заведения – в большинстве своем неплатежеспособны. Ориентироваться же на международный рынок – весьма самонадеянно. Во-первых, потому, что продукция должна быть сертифицирована по международным стандартам. Во-вторых, не гарантирован спрос – конкуренты не дремлют. Круг замкнулся, и мы снова возвращаемся к нерентабельности отечественных предприятий. Отсутствие спроса ведет к гибели серийное производство, а единичные заказы погоды не делают.
Руководствуясь этими, в общем-то, прописными истинами, многие отечественные производители нашли путь наименьшего сопротивления, сделав ставку на экспорт своей продукции. Однако, во избежание довольно муторной и “труднопроходимой” сертификации, наши предприятия попросту обезличивают свою продукцию. На поставляемых в Германию или Италию отечественных источниках питания, например, вы не найдете маркировки, удостоверяющей, так сказать, их происхождение. Замечу, что подобное обезличивание является одним из условий договора. Таким образом, российские фирмы получают валюту, а зарубежные (немецкая “Lukos-Nulle” или итальянские “Electronika Venetto” и “De Lorenzo”) – международное признание на рынке учебного лабораторного оборудования. Что для нас важнее – признание или деньги? Пока, к сожалению, деньги.
– Вячеслав Васильевич, очевидно, что “порочный” круг замыкается на финансировании отечественных учебных заведений, точнее, на его отсутствии. Каким, на ваш взгляд, может быть выход из финансового тупика?
– Вы правы. Школы, в особенности сельские, сейчас в таком состоянии, что не то чтобы на оборудование – на зарплату учителям денег нет. Выход мне представляется следующий – создать внебюджетный фонд, который бы давал беспроцентные кредиты регионам на закупку оборудования. Процедура следующая. Региональный Департамент образования разрабатывает долгосрочную программу технического оснащения учебных заведений и направляет в свой законодательный орган предложение о выделении бюджетных средств. Если предложение принимается, департамент заключает договор с внебюджетным фондом на получение кредита.
– Все это чем-то напоминает мне безобидную детскую игру “в крысу”. Неужели в наше время даже школьную парту с электрофорной машиной нельзя купить без политической подоплеки? К чему это заигрывание с парламентариями?
– Купить можно. Парту. Одну. Но ведь строятся новые школы, их необходимо комплектовать, как говорится, с нуля. На это просто нет денег. А жить в кредит уже давно принято во всем мире. Чисто психологически проще взять кредит с рассрочкой выплаты, чем копить – все равно не накопишь! Учитывая инфляцию.
– Значит, кредиты должны выдаваться в рублях. В противном случае – еще один дефолт разорит всех должников. А кто, на ваш взгляд, должен быть учредителем фонда?
– Думаю, должно быть несколько соучредителей, в том числе Министерство образования России и Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ).
– Какое отношение к этой ассоциации имеет НПО “Росучприбор”?
– Мы ее соучредители. После распада Союза наше научно-производственное объединение лишилось своих филиалов в Украине, в Белоруссии, Грузии, Азербайджане. И решено было создать межгосударственную ассоциацию. Объединиться, так сказать.
– Деловые связи не рухнули вместе с Союзом?
– К счастью, нет. В Ровно производят оборудование для лабораторий квантовой физики, в Днепропетровске – теплотехники… Сейчас наша ассоциация может предложить заказчику совершенно новое оборудование для 20 вузовских лабораторий и школьных кабинетов физики, химии и биологии.
– Неужели удалось сказать новое слово в учебном приборостроении? Надеюсь, электрофорная машина останется. А не расскажете ли, как происходит воплощение современных идей в реальные, так сказать, формы и кто участвует в этом процессе воплощения?
– Извольте. НПО “Росучприбор” готовит документацию, над которой работают инженеры и методисты, в том числе преподаватели московских вузов: Бауманского, Энергетического, Инженерно-физического. В результате на свет появляется опытный образец, который мы без всякого сожаления отдаем на испытание в школу. Разумеется, с таких испытаний образец возвращается слегка “помятым” и с массой замечаний и нареканий, которые мы спешим исправить. После этого суровая комиссия из представителей Минобразования, вузов-разработчиков, “Росучприбора” и завода-изготовителя учиняет над образцом госиспытания и решает: годится он для постановки на производство или нет. Так что мысль не стоит на месте. Наши разработки заинтересовали мир. Однако появятся ли они в отечественных школах и вузах или лягут мертвым грузом на полку – зависит, увы, не от нас.

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте