Одна из основных задач реализации компетентностного подхода в образовании – создание адекватной, психологически комфортной и безопасной образовательной среды, а ключ к освоению компетенций – практика и опыт использования человеком своего внутреннего потенциала – личностных качеств, знаний, умений и навыков.
К сожалению, заявленные результаты могут оказаться практически недостижимы в той образовательной среде, которую представляет собой современная общеобразовательная школа. Излишняя академичность, оторванность даваемых знаний от реальных ситуаций их применения, нередко травмирующая детей оценочная система проверки знаний (у некоторых учащихся в результате сравнения своих показателей учебы с результатами более успешных товарищей и реальной невозможностью улучшить свои оценки возникает комплекс неполноценности), не всегда положительная эмоциональная привлекательность занятий, кризис хронического напряжения, возникающего вследствие постоянного однообразия окружающей обстановки, создают неблагоприятную психологическую среду для достижения желаемых изменений в образовательном и воспитательном процессе. Если принять во внимание довольно сложные отношения в семье, то становятся понятными ощущения у детей отгороженности, отверженности, ненужности, а если в сердце ребенка царит тревожность, совершенно бессмысленно требовать от него успешности.На просмотр теле- и видеопрограмм подростки тратят от 26% до 52% свободного времени, а у компьютеров проводят от 30% до 47% всего свободного времени. Психологический дискомфорт, потребность в двигательной активности и колоссальный дефицит живого общения возникают неминуемо, эмоциональные проблемы приводят к частым депрессиям, потере интереса к окружающему. Все это дает основания предполагать, что достижение психологической безопасности в условиях учебного процесса в городе в полной мере неосуществимо. Однако человек нуждается в каких-то островках определенности среди бурного моря непредсказуемости, таким островком для детей может стать туризм. В ходе поиска инновационных подходов к организации учебного и воспитательного процесса все больше учитываются особая значимость и привлекательность для детей игровой деятельности. Ребенок в игре растет, развивается. По сути, вся его жизнь и есть игра. Замечательным примером игровой и в то же время серьезной деятельности могут быть мероприятия туристской направленности. Они позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества, корректировать отклонения в поведении и психическом развитии. Кроме того, занятия туризмом дают необходимый отдых после напряженной учебы в школе. Туризм – свободная раскрепощенная форма деятельности, где создают условия для самореализации детей. В туристской работе решают также и коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.Объединение дополнительного образования «ФизкультУра» специальной (коррекционной) школы №309 сотрудничает с центром дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» и благотворительным фондом «Клуб приключений», организованными известным путешественником Дмитрием Шпаро при поддержке Департамента образования. Наша совместная работа направлена на организацию туристской деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они значительно больше, чем здоровые дети, ограничены не только в возможностях здоровья, но и в средствах социализации, а удовлетворение потребностей в активной деятельности, освоении навыков самообслуживания, развитии самостоятельности, повышении самооценки для них жизненно важно. А еще туристские походы – прекрасная возможность не только общения с природой, но и общения в новой обстановке с учителями и товарищами. В рамках совместной работы мы приняли участие в реабилитационно-тренинговой программе «Открытие». Основное направление этой программы – работа на специальном высотном тренажере, равном по информационно-эмоциональному и педагогическому эффекту экстремальному путешествию, но обеспеченному всей необходимой инфраструктурой безопасности. Этот тренажер развивает способность преодолевать неуверенность в сложных ситуациях, нести ответственность за принятые решения и свое поведение, иметь свое мнение и отстаивать свою позицию, высокий уровень командной работы, самостоятельность, умение договариваться, не сдаваться и не падать духом перед серьезными испытаниями. Венец туристской работы – поход. Поход – это мостик из теории в практику. В походе формируются такие социально значимые чувства, как чувство долга, коллективизма, ответственности, дружбы и товарищества. В походе создаются ситуации, в которых умственно отсталый школьник может самостоятельно или при помощи взрослого правильно оценить свое поведение, отношение к деятельности и окружающим. Не случайно Г.Дульнев указывал, что включение ученика вспомогательной школы в различные ситуации становится важным условием его социальной зрелости. Дети убеждаются на практике, что их успехи оценивают, их авторитет повышается. Важно то, что знания и умения ребенок приобретает в процессе собственной предметно-практической деятельности. В условиях похода отношения между педагогом и учащимися строятся на принципах диалога, доверия, сотрудничества и сотворчества, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. Это и есть основа психологической безопасности образовательной среды. Учитель как бы растворяется в детском коллективе. Он не над коллективом, а часть его, при этом осуществляется принцип так называемого мягкого регулирования. Педагог, руководя деятельностью детей в туристском походе, организует в этой деятельности ситуации успеха, которые должен почувствовать, пережить каждый ребенок. Он не только создает ситуацию успеха, но и снимает страх ученика перед неуспехом. Целостность воспитательного процесса в походе обеспечивает правильное отношение к поступкам и поведению, участие ребят в реальной жизни с ориентацией на всю систему общечеловеческих ценностей. Это обеспечивает возможность включения ребенка в общее дело, где каждый сможет проявить себя как личность, осознать важность и необходимость начатого дела и ради этого преодолевать себя. Сделать это поначалу бывает очень сложно. Ощутимый положительный результат, которого хотелось бы достичь каждому, наступает далеко не сразу. Трудно отказаться от привычного образа жизни, подавить отрицательные эмоции – для этого нужно иметь силу воли. Только преодолевая лень, не жалуясь на трудности и продолжая идти вперед, можно воспитать характер, укрепить волю, добиться уверенности в своих силах. Преодоление трудностей в походе определяет возможность развивать сознание, регулировать процессы мышления через нравственно наполненные поступки, тем самым требуя в обучающихся начала «человеческой», а не механической деятельности, которая заставляет переживать, отступать, преодолевать, отказываться от укоренившихся привычек, если они мешают другому человеку, искать и сомневаться, что, в частности, предполагает развитие такого умения, как самоорганизация личной рефлексии. А главное свойство рефлексии – объединительная целостность цели, средства и результата. То есть рефлексия становится не просто одной из функций самооценки, а вниманием, направленным личностью на состояние и деятельность своей души. Туризм решает и коррекционно-развивающие задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ. Суть коррекционно-развивающего обучения в условиях похода заключается в том, чтобы, опираясь на сохранившиеся, не пострадавшие функции организма, помочь ребенку включиться в познавательную деятельность с помощью педагога, а затем предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Главное – вовремя выявить зону актуального развития и перевести ее в зону ближайшего развития. Создание психологически безопасной образовательной среды в туристской деятельности следует начинать, во-первых, с освобождения детей от отрицательных переживаний и создания по возможности психологического комфорта в группе; во-вторых, всю работу проводить так, чтобы обращать внимание не только (и не столько) на недостатки детей, а больше на их положительные качества, в-третьих, приложить все силы на укрепление веры (уверенности) ребенка в том, что он сможет осилить трудности похода и изменить свое поведение. Особое внимание нужно уделять воспитанию у детей отзывчивости, справедливости при возникновении конфликтных ситуаций.В результате резко меняется характер ребенка. Упрямство сменяется доброжелательностью, жестокость – отзывчивостью, скупость – добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно ребенок вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений.Отдельного внимания заслуживает такое направление работы, как канистерапия. Во время похода в Карелии ребята с удовольствием общаются с собаками. Специально разработанная программа по канистерапии (психологическая реабилитация и адаптация детей с ОВЗ при помощи общения и занятий с собаками) стала одним из инновационных направлений деятельности. В туристическом лагере для этих целей содержат около 50 собак породы хаски, которая признана одной из лучших пород для взаимодействия с людьми, особенно детьми. Результаты мониторинга психологического состояния детей с ОВЗ после занятий с собаками дают основание для утверждения об улучшении адаптационных возможностей детей, значительном снижении уровня тревожности, повышении самооценки и улучшении личностного комфорта детей.Учитывая результаты сотрудничества объединения «ФизкультУра» специальной (коррекционной) школы VIII вида №309 и «Лаборатории путешествий», можно сделать вывод, что прохождение программ туристской направленности оказывает положительное воздействие на формирование социально значимых навыков у детей с ОВЗ. Улучшается общее физическое состояние детей, повышаются их адаптивные возможности, наблюдается снижение тревожности при одновременном повышении субъективного психологического комфорта. Отдаленным результатом стало желание ребят повторно участвовать в программах (почти 100% детей). У детей наблюдается более высокий уровень психологической готовности самостоятельно действовать в условиях непривычной обстановки, неопределенности, более высокий уровень самооценки и уверенности в себе, а также достаточно высокий уровень владения туристскими и бытовыми навыками.Целенаправленная деятельность по формированию социально значимых компетенций оказала значительное влияние на развитие самостоятельной познавательной активности детей с отставанием в развитии, а также на создание психологически безопасной образовательной среды в условиях туристического похода. Проведение туристских программ в природной среде позитивно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Канистерапия оказывает особенно благотворное влияние на снижение тревожности и улучшение коммуникативной компетенции ребят. Реальные жизненные ситуации, которые дети переживают в многодневных походах, на опыте применяя знания, полученные в школе и на занятиях в туристском объединении, дают возможность для формирования бытовой и социальной компетенции (освоение и использование навыков самообслуживания, принятие решений, исполнение различных социальных ролей), улучшают межличностные отношения в детских группах. Активная совместная деятельность со здоровыми детьми еще более улучшает социальную адаптацию детей с нарушением интеллекта, повышает их самооценку, способствует интеграции таких детей в общество. Таким образом, по результатам работы и положительной динамике развития детей с ОВЗ можно судить о том, что мы на верном пути. Владимир СИНЕЛЬНИКОВ, учитель физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №309
Комментарии