search
main
0

Парламентская звезда. Финансовый план заставляет мыслить творчески

До сих пор ребята из 36-й школы города Ангарска вспоминают самое яркое событие прошлого учебного года. В рождественскую ночь в школе ярко горел свет, в классах и коридорах бегали и шумели радостные дети – и их никто за это не ругал! Более того, директор школы Наталья Анатольевна Стрельникова и учителя шумели и радовались вместе с учениками. В школе царила «Парламентская ночь». Никакого учебного порядка в обычном его понимании – гадания, дискотека, создание и защита творческих проектов, веселые самодельные стенгазеты… Дети и учителя вместе рисовали школу будущего, в которой хорошо и уютно всем, вручали друг другу награды – разрисованные «парламентские звезды» с признаниями в дружбе и любви, говорили добрые слова и пели песни… А когда пришло утро, ребята не хотели расходиться по домам.

– Для нас важны не только знания, а то, каким ребенок будет в жизни. Не страшно, если он получает тройки, гораздо хуже, если он вырастает злым, агрессивным! – убежденно говорит Наталья Стрельникова, директор самой обычной – не показательной, не образцовой – ангарской школы. Наталья Анатольевна – психолог, имеет высшую квалификационную категорию и три диплома. Первое ее образование – инженер-картограф. Ей довелось даже поработать в Чите на военной фабрике. Но… непреодолимо потянуло к детям, в родной город. Именно 36-ю школу она закончила 36 лет назад. В директорский корпус Ангарска вступила в прошлом году.

Став директором, Наталья Стрельникова, конечно же, столкнулась с множеством проблем. В первую очередь с беззащитностью ребенка перед социальным неблагополучием, жесткой и агрессивной средой. В 36-й учатся дети в основном из 4-го поселка, хотя и находится он в черте Ангарска, но социальных проблем здесь традиционно больше. Родители могут заявиться в школу, будучи в изрядном подпитии, а многие из них на образование и воспитание своих детей давно махнули рукой. 69 подростков, живя в такой среде, уже совершили противоправные поступки. Один старшеклассник как-то с гордостью сказал: «Я самый трезвый в своей семье…»

Что и говорить, и в более благополучных школах и гимназиях постоянно возникают проблемы с нехваткой самого необходимого, с отсутствием денег на школьные нужды. А здесь – тем более! Но Наталья Анатольевна нашла выход. И помог ей в этом… финансовый план.

– Составляя финансовый план нашего образовательного учреждения, мы глубоко проанализировали, что происходит в школе, какие проблемы нужно решить в первую очередь, – рассказывает директор. – Поскольку денег всегда очень мало, приходится четко выбирать приоритеты. Я увидела свою школу совсем в ином свете! Думаю, что финансовый план заставил нас думать, мыслить креативно, творчески. И когда мы пошли к родителям на собрания в январе, то обращались к ним не голословно, а говорили конкретно и доказательно – школе надо именно это и это. Объяснили, сколько денег дает город. Без финансового плана мы шли как бы вслепую, на ощупь. А сейчас полная прозрачность, и все знают, что запланировано в этом месяце. К примеру, в столовой текла крыша, и на ее ремонт в апреле гарантированно выделялись деньги из городского бюджета, потому что они были утверждены в финансовом плане. Все строки в нем выстраданы и защищены.

В Ангарске, рассказала Стрельникова, успешно решается очень важная проблема – в школах монтируется автоматическая пожарная сигнализация. Сохранить здоровье и жизнь детей – самое главное, считает городская власть и приоритетно финансирует из бюджета эту строку. В 36-й школе система уже смонтирована и работает.

…Держу в руках финансовый план школы на текущий год – солидную пачку документов с печатями и таблицами. В нем подробнейшим образом расписаны расходы – на питание детей из малообеспеченных семей, зарплату учителей, связь, тепло и электричество, воду и ремонт… Запланировано, что внебюджетные средства в 36-й школе в этом году составят 200 тысяч рублей. Родительские деньги, если говорить откровенно, уже давно инвестируются в российские школы в тех или иных масштабах, и довольно часто – «теневыми» способами. При новой системе в 36-й и других школах Ангарска всем родителям выдаются приходные ордера, деньги поступают в банк на специальные внебюджетные счета, нецелевые расходы исключены в принципе, предусмотрена полная отчетность.

На взгляд Натальи Анатольевны, система финансовых планов, внедряемая в Ангарске, способствует тому, чтобы тема бюджета школы была полностью прозрачной и открытой, доступной родительской, ученической общественности: «Думаю, что вектор движения, который задают мэр Ангарска Евгений Канухин и начальник городского управления образования Елена Низиенко, полностью соответствует потребностям дня. Тем более что система образования в России постепенно идет к нормативному финансированию».

Конечно, новшество пришлось по душе далеко не всем. Но со временем все больше руководителей ангарских школ убеждаются, что финансовое планирование в образовании – это не дань очередной модной реформе, а насущная потребность. Невозможно жить по старинке, когда жизнь вокруг так сильно изменилась.

– Мы хотим создать у себя школу социального развития, чтобы дети смогли успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому расширяем знания не только по русскому языку, математике, информатике, но и в каждом классе преподаем психологию. Это очень важно, потому что можно иметь много знаний, но не уметь их применить, не уметь общаться с людьми. В городе сейчас идет защита концепции профильного образования – это тоже дает нам импульс к поиску. В образовательной среде Ангарска сегодня интересно работать, есть простор для творчества, есть общественная поддержка. В целом я убеждена, что школа – это территория ребенка, на которую мы, учителя, приглашены для работы. И эта территория должна быть светлой и доброй!

На самом видном месте в кабинете директора – «парламентская звезда». Для Натальи Стрельниковой это высшая награда за ее первый директорский год…

Ангарск, Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте