search
main
0

Парламентаризм в России. Молодежная ассамблея

14-15 декабря в Москве прошла очередная молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации РФ. Участники ее – представители региональных молодежных парламентов – приняли участие в третьем заседании совета по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов РФ, молодежными общественными объединениями. Присутствовали на 164-м заседании Совета Федерации РФ. Их приветствовал председатель верхней палаты Сергей Миронов. В работе ассамблеи принял участие председатель Комиссии СФ/РФ по делам молодежи и спорта Виталий Мутко.

Ассамблея собирается дважды в год и обсуждает важные для молодежного движения проблемы. На ней вносятся предложения, которые можно реализовать в масштабе государства. На этот раз в центре обсуждения был проект «Стратегии государственной молодежной политики до 2010 года», разработанный и предложенный Министерством образования и науки РФ. Как известно, этот документ обсуждался на Всероссийском молодежном форуме и был отвергнут большинством. Проект был отправлен в Правительство РФ для намеченного на 1 декабря 2005 г. обсуждения на очередном заседании. Однако резкая критика, прозвучавшая на форуме, заставила министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко обратиться к председателю Правительства РФ с просьбой отложить на несколько недель обсуждение, чтобы внести те замечания, дополнения, которые посчитали необходимыми региональные представители.

Членам молодежной парламентской ассамблеи предложили именно этот вариант. В результате авторы проекта получили ту же реакцию от молодых парламентариев, что и от лидеров молодежных общественных организаций. Ребята весьма критически высказались по поводу того, что чиновники разрабатывают и предлагают такие важные документы, которые по логике должны были бы предлагать те, кого они касаются напрямую. Говорили, что в проекте «Стратегии» нет самого главного – определения, что же такое молодежная политика, а ведь не поняв этого, не очертив рамки того, чем должно заниматься государство, невозможно представить и то, как она должна реализовываться. Некоторые из молодых парламентариев утверждали, что такой политики нет и не может быть, потому что государство не должно вмешиваться в дела молодежи. Другие, напротив, настаивали, что государственная молодежная политика должна быть, потому что только так можно решить такие самые насущные проблемы, как получение качественного образования, трудоустройство, обеспечение жильем.

Возникла дискуссия и об участии молодежи в политических движениях и организациях, создаваемых «сверху», в частности в движениях «Наши», «Молодая гвардия» и так далее. Участники обсуждения считают: чем дальше молодые люди находятся от политики, тем лучше, потому что ничего, кроме использования их политиками в своих политических целях, ничего обычно не бывает. А используют они молодых исключительно для проведения митингов, пикетов и шествий. Сегодня, пожалуй, только в Москве начинается серьезный эксперимент по привлечению молодых людей к конкретным делам. Правда, и в этом прослеживается след единороссов. Мэр Юрий Лужков предложил на месяц, во время отпуска министров, руководителей департаментов, комитетов в августе 2006 года, сформировать управленческий корпус исключительно из лучших студентов вузов. По сути, будет создано альтернативное студенческое правительство на базе городского просветительского проекта «Гражданская смена». Сегодня кандидаты в министры проходят специальное пятичасовое тестирование, которое обычно проходят чиновники высшего ранга, участвуют в деловых играх. Месяцем здесь все не ограничится. Студенческое правительство станет дублером основного в течение целого года. Затем будут реализованы два других проекта – «Парламент дублеров» и «Дублеры в бизнесе». Возможно, кому-то покажется, что инициатива необычна. На самом деле в школах и даже в вузах давно проходят дни самоуправления, но эти игры, когда дети сидят в кабинетах взрослых или ведут уроки в классах, ими и остаются. Ведь ребята ничего принципиально не могут изменить в управлении, реализовать какие-то свои подходы в системе управления. После взрослые, конечно, смогут отчитаться, как они работают для формирования, возможно, кадрового резерва, а юные – испытать удовольствие от того, что им кое-что доверили.

Члены молодежной парламентской ассамблеи говорили о том, что без Федерального закона «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» не обойтись. Но пока об этом в масштабах государства разговор не идет. Поэтому ребята решили сами начать этот разговор на своем заседании во второй день работы в Совете Федерации РФ. Но касались они в основном проблем молодежного парламентаризма в регионах. Почему, понять не сложно, по 122-му закону полномочия по реализации молодежной политики не отнесены ни к полномочиям муниципалитетов, ни к полномочиям регионов. Поэтому с 1 января 2006 года будут ликвидированы последние 16 органов по делам молодежи в тех регионах, где губернаторы понимают, как важна их работа. Основная тяжесть должна отныне ложиться на федеральные органы, но как они будут действовать, если нет даже программы «Молодежь России» – Министерство образования и науки РФ не смогло согласовать финансирование такой программы на 2006 год, поэтому получили необходимые средства лишь отдельные мероприятия в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Выходит, что основная надежда исключительно на молодежные парламенты, которые смогут помочь взрослым Думам и депутатским советам реализовывать молодежную политику. Но таковых нет законов, которые бы сделали легитимным существование таких молодежных парламентов в регионах. Поэтому членов ассамблеи так волновал проект концепции развития молодежного парламентаризма в субъектах РФ и на уровне местного самоуправления, представленный Владимиром Тимошеевым из Курска. Проект долгое время обсуждался в молодежной среде, в него вносили замечания и предложения молодые парламентарии из разных регионов, а также молодежное «Яблоко».

Что же предложил Владимир? Во-первых, поставить несколько общих целей перед молодежным парламентаризмом. Это содействие становлению системы молодежного парламентаризма в городских округах и муниципальных районах субъектов РФ; участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе по вопросам молодежной политики; взаимодействие с избирательной комиссией субъекта РФ; взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ по вопросам финансового обеспечения молодежной политики; содействие расширению общественно-политического кругозора молодых граждан; повышение электоральной активности молодежи; организация взаимодействия молодежных организаций с законодательным (представительным) органом субъекта РФ; создание условий для консолидации общественного молодежного движения.

Во-вторых, по мнению Тимошеева, нужно выделить и специфические задачи молодежного парламентаризма на уровне муниципального района (городского округа): содействие развитию молодежных парламентов в городских и сельских поселениях; разработка нормативных правовых актов местного самоуправления, муниципальных программ в области молодежной печати; консолидация деятельности советов старшеклассников общеобразовательных учреждений муниципального района или городского округа; информационное обеспечение деятельности общественного молодежного движения.

Одним из основных разделов концепции стал раздел, предусматривающий разработку нормативных актов, регламентирующих деятельность молодежных парламентских структур, определяющих порядок формирования молодежных парламентов, их официальный статус и так далее.

Предложения Владимира Тимошеева подверглись резкой критике коллег по ассамблее. Они говорили о том, что концепция больше похожа на программу, что она не учитывает тех законов, которые есть в регионах по молодежной политике, что по ней вообще невозможна разработка закона и нужен ли он. Парадоксально, но сегодня законы о молодежной политике или о работе с молодежью есть в 79 регионах РФ, но никто не изучал их, никто не проводил серьезного анализа имеющейся законодательной базы, а без этого двинуться вперед, в том числе к разработке законов «О молодежной политике», «О молодежном парламентаризме», практически невозможно.

Между тем членов ассамблеи серьезно тревожит само по себе положение молодежных парламентов в регионах. Они возникают при Думах и советах депутатов в результате сильного желания самих депутатов заниматься этим делом. Но если депутат не захочет быть избранным на новый срок, парламент может распуститься без его поддержки. В некоторых регионах хорошо работают комитеты по работе с молодежью или по делам молодежи. Но новые составы местных законодательных органов не всегда считают необходимым создание таких комитетов или даже комиссий. В результате молодежные общественные структуры подхватывают политические партии и движения и используют исключительно в своих политических целях. По мнению некоторых членов ассамблеи, необходимо все же принять закон о том, на какой основе существуют молодежные парламенты. Курские сенаторы предложили модельный закон о молодежном парламенте, который предполагает закрепить не только само его существование, но и прописать права, обязанности, например проведение экспертизы всех местных законодательных актов, в той или иной мере затрагивающих права и интересы молодых, а также финансовое обеспечение для работающих на постоянной основе руководителей. Предложение вызвало бурную дискуссию, в ходе которой члены ассамблеи не согласились с такой постановкой вопроса, исходя из того, что есть все же в федеральном законодательстве основания для работы молодежных парламентов, например, в Законе «Об общественных организациях». Однако молодежный парламент, как правило, никак не зарегистрирован, а потому непонятно, кто и как может перечислять ему средства для работы. А если зарегистрировать его как некоммерческую структуру, то могут возникнуть существенные перекосы в деятельности, потому что никто не застрахован от того, что в конце концов молодежный парламент может превратиться в ОАО и заниматься очень бурной коммерческой деятельностью.

А может быть, молодежные парламенты в регионах и муниципалитетах сделать представительствами или филиалами молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации РФ? Но это предложение было дружно отвергнуто членами ассамблеи, которые, как видно, хотели сохранить свою самостоятельность.

На заседаниях сразу нескольких секций члены ассамблеи продолжили обсуждение актуальных проблем своей работы, говорили о наполнении общего сайта в интернете, наметили план работы на 2006 год, договорились о том, что поработают над проектом конкурса «Лучший молодой парламентарий России». Самое главное – члены ассамблеи обсудили ход подготовки к III Всероссийскому форуму молодых парламентариев, который намечен на апрель 2006 года в Санкт-Петербурге.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте