search
main
0

Парк онлайн

Вовлечение школьников в поисковую активность в ситуации дистанционного обучения

В конце марта 2020 года наступила эпоха само­изоляции. Из-за пандемии COVID-19 все образовательные учреждения города вынуждены были перейти на удаленный режим работы. Коллективу исследовательского центра «Точка варения» 26‑го КАДРа, расположенного в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках», тоже пришлось срочно перестраивать форму обучения, которая изначально была спроектирована таким образом, что основной ее составляющей была активная исследовательская деятельность учащихся на местности, то есть на территории самого парка. Основное направление деятельности центра – развитие исследовательской деятельности по разным направлениям.

Важным положением концепции исследовательского центра «Точка варения» является то, что любой желающий может быть причастным к исследовательской активности на разных уровнях включенности в основные события и процессы. Можно включаться в той степени, которая соответствует запросу человека, его потребностям и возможностям. В связи с этим в «Точке варения» выделены различные позиции (роли) жителей и гостей пространства – прикосновение, погружение, глубина.

То, что мы спроектировали в проекте «Парк онлайн», относится, конечно, к уровню «прикосновение» и становится для ребят, если так можно выразиться, пусковым механизмом, который призван пробудить в них интерес и жажду поисковой деятельности, причем не в каких-то малоизведанных сферах, а в мире, который окружает их ежедневно, в их привычном пространстве.

Команде педагогов «Точки варения» пришлось в ускоренном режиме осваивать цифровые платформы и экстренно разрабатывать новую практику работы в онлайн-режиме. Было решено запустить на сайте точка-варения.рф и в социальных сетях проект онлайн-недели, в котором за каждым педагогом и направлением закреплялся определенный день. Этот проект получил название «Парк онлайн». В данной статье мы хотели бы представить общий концепт проекта «Парк онлайн». Подробнее со всем, что было реализовано, можно ознакомиться на сайте точка-варения.рф.

Итак, мы взяли семь направлений исследовательской деятельности – по количеству дней в неделе, чтобы дать ребятам возможность выбора и разнообразие пробных действий. При этом нам важно было не дать просто набор разрозненных заданий, а выстроить системную программу. Начали мы 26 марта, в четверг. Каждому дню мы дали свое название:
– в «Hi-tech-четверг» ребятам предлагались задачи в области физики в окружающем мире;
– в «Улетную пятницу» развернулся последовательный курс для начинающих орнитологов по наблюдению за птицами;
– в «Научную субботу» мы задали цикл лекций со специалистами из разных наук, в том числе занятия, отражающие взгляд на один предмет с точки зрения разных научных сфер;
– в рамках дня «Воскресенье в объективе» показывались возможности фотографии в решении исследовательских и творческих задач;
– в «Ленивый понедельник» предлагались инструменты по планированию и саморегуляции собственной деятельности;
– в «Человечный вторник» развернулся последовательный курс по городской антропологии;
– в «Живую среду» были представлены разнообразные задачи по изучению вегетации растений, наблюдения за насекомыми.

Также при сотрудничестве с магистерской программой «Обучение физике и STEM-образование» Московского городского педагогического университета на майских праздниках мы провели «Неделю STEM», где ребятам были предложены задачи по геофизике и физике в окружающем мире.

К проекту «Парк онлайн» ребята могли подключиться в любой момент, с любой точки старта и, пройдя его до конца, открыть для себя интересные научные факты, обнаружить задачи для исследования и сформировать представление об определенной области знаний.

Само задание соответствующего дня выкладывалось на сайте, на Ютьюбе и анонсировалось в Инстаграме. Это, как правило, был короткий ролик, снятый педагогом. Сначала еще была возможность снимать в парке, но быстро и этой возможности не стало, и задания педагоги снимали, исходя из тех условий, в которых мы все оказались. Это, конечно, вызывало большие сложности, так как помимо того что в условиях самоизоляции нужно было снять «живой» мир, не выходя из дома, задания для ребят тоже должны были быть такими, которые можно выполнить, не покидая квартиру. Но, надо отдать должное творческому подходу наших педагогов, задания не стали от этого хуже или скучнее.

Основными участниками проекта стали учащиеся 6-7‑х классов. Они видели задание на сайте и присылали свои ответы на созданный специально под этот проект Гугл-класс и на почту.

В конце курса нам важно было получить обратную связь от ребят. Мы провели опрос и хотели бы поделиться некоторыми особо для нас важными выводами о результатах проекта.

Мы видим самую большую ценность в том, что наш курс стал толчком к общему развитию ребят. Среди ответов ребят были такие: «Теперь я даже в самых скучных уроках в школе могу найти что-то познавательное и интересное, я научилась обращать внимание даже на самые маленькие детали в видео, а также быть собой и через свои ответы самовыражаться».

Или такие ответы: «Я стал обращать внимание даже на мелочи, по-разному видеть предметы и завел новых друзей», «Поняла, что учеба может быть интересным делом».

Также ценными стали ответы, которые показали, что проект сработал на активизацию нового интереса, идей, размышлений, ученик хочет продолжить что-то изучать, делать, исследовать. Ребята не скрывали эмоций: «В первую очередь любопытство! Я получила немалое количество ответов на вопросы, которые мне давно были интересны. Я увлеклась исследованием чего-то нового, нестандартного, необычного, это помогло развитию во мне стремления к чему-то новому. Я очень рада, что мне удалось участвовать в этом курсе!», «Я задумалась о том, чтобы углубиться в изучении разных народов и их традиций», «Этот курс увлек меня наблюдениями за птицами, и я собираюсь продолжить это увлечение», «Очень понравилось и хочу продолжать занятия и продолжать узнавать что-то новое, меня правда еще никогда настолько сильно не тянуло к знаниям, и я думаю, что благодаря этому проекту я стала лучшей версией себя».

Формат открытых заданий в онлайн-формате по темам, касающимся окружающего мира, расположенного совсем рядом, оказался для обучающихся очень привлекательным, дающим возможность погрузиться в исследовательскую деятельность и понять, что это на самом деле доступно не только великим умам, но интересно и под силу и им, учащимся средней школы.

Мы открыты для сотрудничества со всеми педагогами, которым было бы интересно развивать в наших детях поисковую и исследовательскую активность, в том числе и через разного рода онлайн-форматы. Ждем предложений о сотрудничестве по адресу: rytikovana@26kadr.ru.

Алексей ОБУХОВ, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель исследовательского центра «Точка варения» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26, кандидат психологических наук;
Наталия РЫТИКОВА, руководитель отделения «Открытые образовательные практики» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте