search
main
0

Параллельный мир пси-вирусов

От гена и мима к мему

«Книга – это единственная машина времени, созданная человеком» – так считает Эдвард Радзинский. Я люблю путешествовать во времени и очень огорчаюсь тому, что возвращаться приходится обратно – в Россию XXI века. Однажды, вернувшись из очередного путешествия, о котором расскажу ниже, я был невероятно взволнован. Что ни говори, а мемы – опасная штука, процесс возникновения которой стоит понимать. А что еще более странное – эта штука тоже преодолевает время!

О путешествиях во времени писали многие фантасты. Например, Герберт Уэллс, Джек Лондон, Иван Ефремов, Кир Булычев. В их книгах застряло немало путешественников. Некоторым из них до сих пор снятся сны о прекрасных андромедианцах или отвратительных марсианах, заставляя сердечную мышцу сокращаться в ускоренном темпе.

Однако Иван Кузнецов, исследователь ме­диа­тех­но­ло­гий, принудил мою сердечную мышцу работать примерно так же, как Стаханов в забое. Дело в том, что с подачи Кузнецова я смог разглядеть процесс создания и существования культурных единиц, именуемых сегодня «мем». Нет-нет, вы не увидите их в микроскоп, но тем не менее они существуют и оказывают на всех нас колоссальное воздействие.

«Позвольте, но при чем здесь мемы и какое они имеют отношение к путешествию во времени?!» – негодующе вскинете вы брови, оторвавшись от очередного выпуска «Учительской». Что ж, я готов объясниться!

Иван Сергеевич Кузнецов исследует современные медиатехнологии не первый год. За его спиной десятки прочитанных лекций в ведущих российских вузах по теме вирусной информации. Его книга, которую мы и будем сегодня обсуждать, является второй в списке материалов по теме феномена поп-культуры, захватившей мир. В общем, рекомендую пристегнуть ремни, так как наша машина времени уже на старте. Мы отчаливаем!

В 1976 году известный британский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз издает книгу «Эгоистический ген». В одной из глав своей книги он переименовывает термин «психический вирус», введенный Владимиром Бехтеревым, в «мимем» (от греческого mimesis – «подобие»). Мимемы по Докинзу – «это некие частицы культуры, которые во многом подобны генам. Эти культурные гены передают информацию от одного человека к другому». Для удобства, а также для придания большего сходства с английским словом «ген» Ричард Докинз сократил термин «мимем» до «мим». В русском языке английский «мим» превратился в «мем» именно по аналогии с геном.

Впоследствии понятие «мем» развивалось и обрастало новыми теориями. Философ Дэниел Деннет, математик Аарон Линч, программист Ричард Броуди усовершенствовали это понятие, которое стали считать единицей культурной информации, поддающейся копированию и находящейся непосредственно в сознании человека. Фактически мем – это пси-вирус, что и подтверждает автор книги «Мемы» Иван Кузнецов. В пример он приводит так называемые письма счастья, являющиеся звеном обыкновенной мошеннической схемы. Кто из нас не отправлял в папку «спам» такое сообщение, прилетевшее на электронную почту: «СРОЧНО. Сегодня с 00.30 до 03.30 просили, чтобы все выключили телефон, сотовый, планшет и положили подальше от тела. Пожалуйста, скажите вашей семье и друзьям, что сегодня с 00.30 до 3.30 на нашей планете будет очень высокая радиация…»? Такие письма обыкновенно имеют расчет на обратную связь или преследуют цель глумления над доверчивым читателем. А знаете ли вы, что подобные письма – мем?

Медиамемы и другие форматы вирусной информации действуют на сознание подобно тому, как возбудители инфекции – на организм. «Сложно назвать вирусным видеоролик, име­ющий 3000 просмотров. Но если аудитория превышает миллион зрителей, это настоящая информационная эпидемия», – пишет Кузнецов.

Мемы запоминаемы, ассоциативны, плодовиты, а самое главное – долговечны. Естественно, если вы, отправившись в будущее, обнаружите какую-либо копию оригинального мема, эта копия быстро исчезнет. Но долговечен мем потому, что само сознание человека не может обладать какой-либо устойчивой позицией. Оно созидает, противостоя навязыва­емым массовым тенденциям. Если проще: одна большая культурная единица однажды породит несколько малых, которые сбросят ее «с корабля современности». Например, создание сект, общин, религиозных организаций и церквей предполагает цель репликации и распространения идей, то есть обращения как можно большего числа людей в свою веру. Естественно, чем идея вируснее, тем заразительнее. Никого не заинтересует обыкновенность. Значит, мем будет особенным. Громким и кричащим. И, наконец, он станет оружием СМИ в продвижении интересов какой-либо партии, кандидата в президенты или обыкновенного телевизионного шоу.

Ярким примером явлений, схожих с современными медиамемами, считают «Окна РОСТА» и советские политические плакаты. Следуя теоретикам меметики, прообразом современных политических медиамемов можно считать и лозунги. Что касается последних, особенно любили опираться на них американские политики, предвыборные лозунги которых и сегодня расхаживают по Сети. Думаю, вы слышали о слогане избирательной кампании Авраама Линкольна: «Лошадей на переправе не меняют». Впоследствии эту фразу изменяли множество раз. В частности, Джордж Буш-старший использовал слоган «Посреди потока не меняют команду».

«Разумеется, форматы вирусной информации меняются каждый день, – пишет Кузнецов. – Появляются новые коммуникативные формы, старые форматы приспосабливаются к новым реалиям. И без того недостаточно изу­ченная сфера медиапространства изменяется на практике быстрее, чем пополняется теоретическая база…»

Когда вы пришвартуетесь у космодрома в Новой Зеландии где-нибудь в 2075 году, не удивляйтесь, если вас спросят о том, прихватили ли вы пару валенок из прошлого. Ведь водка, баня и валенки – это один из самых живучих мемов о России. Так что стоит внимательно изучить изложенный на бумаге материал от Ивана Кузнецова и впредь осторожнее относиться к информации. Потому что никто вам не скажет, когда она является вирусной…

Иван Кузнецов. Мемы. Научный взгляд на феномен поп-культуры, захвативший мир. – М. : Эксмо, 2022. – 208 с.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте