search
main
0

Параллельные миры пересекаются. Основные направления сотрудничества педагога с родителями учеников

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у первоклассника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».Главное направление сотрудничества классного руководителя и родителей – просвещение по вопросам психологии и педагогики.Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.Любая тема психолого-педагогического просвещения родителей должна заканчиваться рекомендациями и консультациями по их запросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей.Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить подходы к ее решению, сделать соответствующие выводы.Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьниковФизиологические особенности младших школьников.Психология младшего школьника.Основы построения общения с младшим школьником.Трудности адаптации ребенка к школе.Значение режима дня в жизни школьника.Игра и игрушка в жизни младшего школьника.Как научить ребенка учиться?Что делать, если ребенок говорит: «Не хочу!»Следующее направление в организации сотрудничества классного руководителя и родителей – формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе «семья-школа» приводит к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям.Как сделать так, чтобы родители не ждали, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и насколько серьезно они должны контролироваться со стороны администрации школы? Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной традиционной экскурсии по школьному зданию; ее могут проводить старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Экскурсия поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, ознакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам. В первую очередь это знакомство с уставом учебного заведения, правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д.Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий.Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, тетрадями; каковы система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен ознакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши, и их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов наиболее сложные, как работать с малышом по трудным темам учебника дома, если это необходимо, как объяснить ребенку непонятный материал.Классный руководитель с первых дней должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.Родительский коллектив класса необходимо каждую четверть знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.Планируя воспитательную работу, классный руководитель большое внимание уделяет участию родителей класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят и самих родителей.Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу – это реальная возможность предотвратить проблемы в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения.Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности к образовательному пространству школыЭкскурсия – знакомство со школой и школьными службами.Праздник рождения класса.Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой.Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».Родительское собрание «Наши первые книжки».Организация и проведение родительских уроков.Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема – есть решение».«День открытых дверей в классе» – демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы.Одно из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников – диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и следует заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде, а о психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер.Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие, и использовать его педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.Использование психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и возможных результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:- родительских собраний;- тематических и индивидуальных консультаций;- внеклассных мероприятий.Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, для решения проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у детей друг с другом, а также у родителей и учеников.Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему спасибо (хотя и этому учить необходимо), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими.Коррекционная работа – очень значимое направление деятельности классного руководителя.Главное назначение коррекционной работы – оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций. К таким проблемным ситуациям можно отнести трудности адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потерю родителей или близких людей, развод родителей.Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень нужны семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте выходит из повиновения и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья.Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Чтобы такая работа в классе была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить мам и пап к осознанию значимости проблем, существующих в обществе, и прогнозированию в воспитании собственных детей.Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя касается семей, в которых растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, создать условия для максимального развития таланта и способностей ребенка, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.В коррекции классного руководителя в неменьшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников, и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблемы решаются очень непросто.​Ольга РАЙШ, учитель русского языка и литературы Уртамской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, Томская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте