Проведенные мною наблюдения в течение последних трех лет дали неожиданные результаты: рейтинг школьного предмета «География» в старших классах значительно снижается. Резкое падение интереса можно объяснить несоответствием структуры курса, основных подходов к обучению и познавательных запросов учеников. Зато интерес к предмету, творческая активность возникают уже у шестиклассников в первый год изучения географии, если создавать заинтересовывающие ситуации.
Я разработала свою систему развития познавательных интересов учащихся. Она основана на общих принципах развития творческого мышления:
1. Обучать ребенка поиску разных путей достижения цели и затем выбирать наилучший.
2. Обеспечивать детей достаточными количеством пособий и упражнений для тренировки творческих навыков.
3. Обучать ребят умению задавать вопросы и определять наличие проблемы.
4. Вознаграждать оригинальные полезные идеи.
5. Предлагать ученикам находить пути решения в нестандартных ситуациях.
6. Предлагать детям составить примерный план поиска решения.
7. Научить школьников избегать отнесения задачи к уже известной категории и поспешного принятия решения.
Провожу уроки-ситуации, на которых ученики сами добывают знания. Например, тема «Ситуация парадокса» очень подходит для творческой работы всего класса. Организуя материал в виде парадоксов, создаю условия для критического мышления. Это позволяет ученику критически анализировать проблему, находить противоречия и разрешать их. В парадоксе отрицание противоположности выводит на утверждение, а утверждение – на отрицание.
Организация диалектических диспутов – основное средство организации диалектического поиска истины в процессе коллективного мышления. Сталкиваются тезисы и антитезисы, в которых выражены противоречия. Ситуация диалектического диспута способствует постановке и решению проблемы, максимально активизирует деятельность учащихся, развивает самостоятельность и гибкость мышления. В зависимости от числа точек зрения класс делится на группы, каждая из которых затем должна обосновать и доказать свои тезисы или антитезисы. Например, как оценить уменьшение добычи нефти в России:
а) отрицательно – Россия теряет свои позиции крупного экспортера, лишается значительной части валюты;
б) положительно – экономится ценный невозобновимый ресурс.
Метод проектов – система обучения, которая позволяет ученикам приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Для успешной реализации метода проектов особое внимание необходимо уделить формированию теоретических знаний, умений. Необходимо точно определиться с видом, содержанием и формой творческого проекта в каждом классе. При составлении календарно-тематических планов на учебный год выделают темы, которые будут предложены для разработки творческих проектов. Например, обобщающий урок-проект по теме «Роль топливно-энергетического комплекса в жизнеобеспечении Российской Федерации».
Цели:
1) обобщить полученные знания, определить уровень ориентации учащихся в проблемах топливно-энергетического комплекса;
2) привить умения и навыки совместного познания, моделирования; генерации оригинальных идей.
Постановка общей проблемы: Разработать программу и провести заседание конгресса по данной теме.
Задание для 1-й группы:
1. Написать приветствия участникам и гостям конгресса от имени министра топлива и энергетики РФ, президента Республики Башкортостан и президента Союза нефтегазопромышленников России.
2. Создать программный комитет и оргкомитет.
Задание для 2-й группы:
1. Разработать вопросы, выносимые на обсуждение в конгрессе.
2. Написать резолюцию конгресса нефтегазопромышленников России (инициативная группа).
Задание для 3-й группы:
Подготовить доклад министра топлива и энергетики РФ «Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса».
Задание для 4-й группы:
Подготовить выступление начальника отдела ДЭС Министерства иностранных дел «О положении на нефтегазовых рынках мира. Тенденции мирового развития».
Задание для 5-й группы:
Подготовить выступление президента «РАО «Газпром» на рубеже XXI века».
Задание для 6-й группы:
Подготовить выступление заместителя премьер-министра Республики Башкортостан «Топливно-энергетический комплекс Республики Башкортостан: проблемы и перспективы».
Задание для 7-й группы:
Разработать примерные вопросы секции.
Дискуссия по теме конгресса. Каждому выступающему задают вопросы, его ответы оцениваются. В конце урока ставятся баллы каждой группе. Определяется группа с самой оригинальной идеей решения поставленных проблем.
Принятие резолюции конгресса нефтегазопромышленников России. Самооценка учащихся.
Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Добился ли я своей цели?
При оценке проектов можно использовать следующие критерии:
– проявление инициативы и активности;
– использование полученных знаний;
– новизна и оригинальность проектного исследования;
– качество созданного проекта.
Лилия ВАЛИЕВА, учитель географии гимназии №84, Уфа, Республика Башкортостан
Комментарии