search
main
0

Парадоксы мышления. или Пятерка за идею

Проведенные мною наблюдения в течение последних трех лет дали неожиданные результаты: рейтинг школьного предмета «География» в старших классах значительно снижается. Резкое падение интереса можно объяснить несоответствием структуры курса, основных подходов к обучению и познавательных запросов учеников. Зато интерес к предмету, творческая активность возникают уже у шестиклассников в первый год изучения географии, если создавать заинтересовывающие ситуации.

Я разработала свою систему развития познавательных интересов учащихся. Она основана на общих принципах развития творческого мышления:

1. Обучать ребенка поиску разных путей достижения цели и затем выбирать наилучший.

2. Обеспечивать детей достаточными количеством пособий и упражнений для тренировки творческих навыков.

3. Обучать ребят умению задавать вопросы и определять наличие проблемы.

4. Вознаграждать оригинальные полезные идеи.

5. Предлагать ученикам находить пути решения в нестандартных ситуациях.

6. Предлагать детям составить примерный план поиска решения.

7. Научить школьников избегать отнесения задачи к уже известной категории и поспешного принятия решения.

Провожу уроки-ситуации, на которых ученики сами добывают знания. Например, тема «Ситуация парадокса» очень подходит для творческой работы всего класса. Организуя материал в виде парадоксов, создаю условия для критического мышления. Это позволяет ученику критически анализировать проблему, находить противоречия и разрешать их. В парадоксе отрицание противоположности выводит на утверждение, а утверждение – на отрицание.

Организация диалектических диспутов – основное средство организации диалектического поиска истины в процессе коллективного мышления. Сталкиваются тезисы и антитезисы, в которых выражены противоречия. Ситуация диалектического диспута способствует постановке и решению проблемы, максимально активизирует деятельность учащихся, развивает самостоятельность и гибкость мышления. В зависимости от числа точек зрения класс делится на группы, каждая из которых затем должна обосновать и доказать свои тезисы или антитезисы. Например, как оценить уменьшение добычи нефти в России:

а) отрицательно – Россия теряет свои позиции крупного экспортера, лишается значительной части валюты;

б) положительно – экономится ценный невозобновимый ресурс.

Метод проектов – система обучения, которая позволяет ученикам приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Для успешной реализации метода проектов особое внимание необходимо уделить формированию теоретических знаний, умений. Необходимо точно определиться с видом, содержанием и формой творческого проекта в каждом классе. При составлении календарно-тематических планов на учебный год выделают темы, которые будут предложены для разработки творческих проектов. Например, обобщающий урок-проект по теме «Роль топливно-энергетического комплекса в жизнеобеспечении Российской Федерации».

Цели:

1) обобщить полученные знания, определить уровень ориентации учащихся в проблемах топливно-энергетического комплекса;

2) привить умения и навыки совместного познания, моделирования; генерации оригинальных идей.

Постановка общей проблемы: Разработать программу и провести заседание конгресса по данной теме.

Задание для 1-й группы:

1. Написать приветствия участникам и гостям конгресса от имени министра топлива и энергетики РФ, президента Республики Башкортостан и президента Союза нефтегазопромышленников России.

2. Создать программный комитет и оргкомитет.

Задание для 2-й группы:

1. Разработать вопросы, выносимые на обсуждение в конгрессе.

2. Написать резолюцию конгресса нефтегазопромышленников России (инициативная группа).

Задание для 3-й группы:

Подготовить доклад министра топлива и энергетики РФ «Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса».

Задание для 4-й группы:

Подготовить выступление начальника отдела ДЭС Министерства иностранных дел «О положении на нефтегазовых рынках мира. Тенденции мирового развития».

Задание для 5-й группы:

Подготовить выступление президента «РАО «Газпром» на рубеже XXI века».

Задание для 6-й группы:

Подготовить выступление заместителя премьер-министра Республики Башкортостан «Топливно-энергетический комплекс Республики Башкортостан: проблемы и перспективы».

Задание для 7-й группы:

Разработать примерные вопросы секции.

Дискуссия по теме конгресса. Каждому выступающему задают вопросы, его ответы оцениваются. В конце урока ставятся баллы каждой группе. Определяется группа с самой оригинальной идеей решения поставленных проблем.

Принятие резолюции конгресса нефтегазопромышленников России. Самооценка учащихся.

Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Добился ли я своей цели?

При оценке проектов можно использовать следующие критерии:

– проявление инициативы и активности;

– использование полученных знаний;

– новизна и оригинальность проектного исследования;

– качество созданного проекта.

Лилия ВАЛИЕВА, учитель географии гимназии №84, Уфа, Республика Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте