search
main
0

Парадоксы эксперимента. Педагоги оказались заложниками демографической ситуации

«Подавляющее большинство педагогов с введением НСОТ оказались в положении потерпевшего, у которого украли деньги. Особенно пострадали в этой ситуации школы с небольшим количеством учеников», «заработная плата учителей, и без того низкая, упала в среднем на 2-6 тысяч рублей. Мы в полном смысле этого слова стали заложниками демографической ситуации в стране», «учителей, участвующих в эксперименте, обманули. Реального повышения заработной платы не произошло», – такие обращения от педагогических коллективов поступают сегодня в Забайкальский краевой комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Мы уже писали о том, что «благодаря» внесенным изменениям в закон Читинской области «Об оплате труда работников областных государственных учреждений» в Забайкальском крае фактически была упразднена разница в оплате труда работников разной профессиональной квалификации. Понадобилось несколько месяцев, чтобы люди поняли, в чем же все-таки подвох этих изменений, и стали обращаться в профсоюз.

Так же обстоит дело и с экспериментом по введению новой системы оплаты труда. В начале учебного года 31 школа края вступила в эксперимент. И лишь в трех учреждениях произошло существенное повышение зарплаты учителей (в среднем на 25 процентов) – в школах №43 города Борзи, №1 города Читы и №5 города Краснокаменска. В остальных увеличение составило от 5,4 до 12,4 процента. Такую ли цель ставили инициаторы эксперимента?

В целом на введение новой системы оплаты труда, по информации Министерства образования края, планировалось выделить 41 миллион рублей. Направили же только 15 миллионов. В итоге получили то, что получили.

Во время поездки по школам Петровск-Забайкальского района, участвующим в эксперименте, Нине Окуневой, председателю краевого комитета профсоюза, довелось услышать много и хорошего, и нелестного в адрес НСОТ.

– Когда нам рассказывали о возможностях новой системы оплаты труда, – говорит Галина Кондратьева, директор школы села Новопавловка, – как один из самых привлекательных моментов упоминали то, что базовая единица будет равна 2300 рублям, то есть размеру МРОТ на тот момент. А мы уже знали, что с нового года МРОТ повысится до четырех с лишним тысяч рублей. И даже порадовались, мысленно подсчитав, какая же будет зарплата, но, как оказалось, рано. В итоге с 1 января действует уже новый МРОТ, а базовая единица так и не изменилась.

При расчете фондов оплаты труда экспериментальных школ не была учтена 14-процентная надбавка с февраля 2008 года. В результате разница между теми, кто получает зарплату по ЕТС и НСОТ, не так велика, как ожидалось. А бумажной работы прибавилось, причем значительно.

– У нас некоторые педагоги, получив первую зарплату, даже заплакали, – вспоминает Зинаида Рыженкова, директор школы №6 города Петровск-Забайкальский. – Больше всего потеряли учителя начальных классов. Именно на них негативно отразились зависимость должностного оклада от количества учеников в классе и условие о наличии высшего образования. В итоге учителя, окончившие в свое время средние специальные учебные заведения и ведущие классы, где от силы 16-17 детей, получили зарплату в пределах семи-восьми тысяч. В то время как педагоги с высшим образованием – около 12 тысяч рублей.

Свою роль сыграло и нормативно-подушевое финансирование. Разница в обеспечении средствами между школами, участвующими в эксперименте, в первую очередь складывается из-за количества учеников. В школе №6 учеников 375, хотя она рассчитана на 500 и больше, школа в Новопавловке поселковая, зато детей здесь 581. Следовательно, и фонд оплаты труда разный. Правда, и в той, и в другой школах постарались по мере возможности сохранить коллективы, сократив лишь вакансии. Но такой подход, как показала практика, рано или поздно придется менять, поскольку НСОТ вынуждает.

– Мне в следующем учебном году кого-то придется все равно сократить, – вздыхает Зинаида Николаевна. – Мы не хотели этого делать, в результате наша стимулирующая часть не дотягивает до положенных 20 процентов от фонда оплаты труда. Она равна сегодня 12,7%.

По словам Зинаиды Николаевны, школе требуется дополнительно около полумиллиона рублей, чтобы эта система заработала как полагается. Но таких денег никто не выделит – даже надеяться не стоит.

НСОТ может существовать только при достаточном финансировании, в этом убеждены все педагоги. В противном случае идея о стимулировании качества работы учителя с помощью этой системы дискредитируется. К примеру, в школах №40 и №43 Борзинского района стимулирующие выплаты в феврале составили чуть более 500 и 2000 рублей соответственно. В Байкальской школе Тунгокоченского района они колеблются от 1600 до 4000 рублей. В целом же заработная плата в этой школе из-за низкой наполняемости классов сократилась в среднем на две тысячи рублей, и снижение затронуло практически каждого педагога.

Другая проблема, с которой столкнулись в Новопавловке: чем больше учителей работает лучше, тем меньше размер стимулирующих выплат. Парадокс, но это действительно так, ведь стимулирующий фонд остается прежним, а число учителей, претендующих на поощрение, увеличивается.

Мониторинг, проведенный Забайкальским краевым институтом повышения квалификации работников образования, показывает, что в среднем зарплата учителей без стимулирующих выплат гораздо ниже десяти тысяч рублей. Так о каком же значительном повышении заработной платы можно вести речь?

Сегодня руководителям образовательных учреждений приходится быть не только менеджерами, но и экономистами, юристами. Такими познаниями не все могут похвастаться, в результате возникают ситуации, которые разрешить самостоятельно директорам очень сложно. Зачастую в школах, участвующих в эксперименте, локальные акты не отвечают всем необходимым требованиям, хотя есть рекомендации и примерные положения. К тому же еще не все руководители образовательных учреждений до конца осознают, что уставы школ, коллективные договоры, положения об оплате труда – это те документы, на основании которых строится жизнь всей школы.

В такой ситуации грамотным помощником директорского корпуса выступает только профсоюз образования, а именно его первичные организации. В каких-то школах администрации и профкому удается наладить конструктивный диалог и идти рука об руку. И там, где сотрудничество налажено, проблем меньше. Но там, где администрация и профсоюз по отношению друг к другу занимают глухую оборону, всегда есть неразрешенные вопросы. Хотя разница в толковании положений существует практически везде. Например, директора в большинстве своем считают, что учителя обязаны 36 часов отсиживать в школе, а профсоюзные лидеры настаивают на том, что должен быть гибкий график, поскольку и дома педагогам приходится готовиться к урокам. Есть и другие проблемы. Например, Байкальская средняя школа и Управление образования Тунгокоченского района никак не могут решить спорный вопрос: кто же все-таки должен устанавливать критерии для оценки деятельности учителей?

…Нужно признать, что сейчас не самое лучшее время для введения новой системы оплаты труда. В условиях повышения цен нельзя допускать снижения заработной платы. А именно это и происходит, пока школы вырабатывают наиболее удобные для них критерии оценки деятельности учителей. В результате педагоги теряют реальные деньги. К сожалению, власти не предпринимают никаких усилий, дабы обеспечить рост учительской зарплаты, а все надежды возлагают на предстоящую оптимизацию образовательной сети края, которая поможет сократить расходы на ее содержание.

Забайкальский край

Из обращения к Президенту РФ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Обращаемся к Вам как гаранту Конституции РФ с просьбой о защите прав трудящихся системы образования РФ.

Суть нововведений, реализованных в Забайкальском крае с сентября прошлого года, сводится к отмене Единой тарифной сетки (ЕТС) и введению практики расчета заработной платы в зависимости от количества учеников в классе.

В общем виде эта схема расчетов, по замыслу ее авторов, должна привести к более разумному и справедливому распределению бюджетных средств. Однако, как показала практика, подавляющее большинство педагогов с введением НСОТ оказались в положении потерпевшего, у которого украли деньги. Особенно пострадали в этой ситуации школы с небольшим количеством учеников. Если Вам докладывают, что в реальном исчислении педагоги стали получать больше, то вынуждены Вас разочаровать: в истинном исчислении зарплата не стала выше, а в худшем случае педагоги потеряли по одной – две тысячи рублей, и это еще при том, что при расчете должностного оклада не всегда учитывалась наполняемость классов. Сегодня в среднем заработная плата учителя в нашем районе составляет 13418 рублей. В школах, участвующих в эксперименте, средний размер заработной платы педагогов разный: в школе №40 поселка Шерловая 1 – 11831 рубль, а в школе №43 города Борзи – 12676 рублей. Как Вы понимаете, прожить и достойно содержать семью на эти деньги невозможно.

Мы понимаем, что введение сбалансированной системы оплаты труда – это действительно важное дело, однако оно требует более тонкой проработки и учета специфики различных учебных заведений и региональных особенностей.

Просим Вас взять под личный контроль введение НСОТ в стране. Мы надеемся, что таким образом можно будет создать действительно справедливый и не ущемляющий интересы учительства и государства порядок оплаты учительского труда.

Председатели первичных профсоюзных организаций школ Борзинского района (всего 21 подпись)

Профсоюзная организация, экспертная комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда СОШ №235 поселка Оловянная Забайкальского края выражают протест в связи с введением новой системы оплаты труда бюджетников.

Мы считаем, что НСОТ не оправдывает себя, так как заработная плата учителей, и без того низкая, упала в среднем на две – шесть тысяч рублей. Мы в полном смысле этого слова стали заложниками демографической ситуации в стране: зарплата зависит от количества детей в классе (по краю норма – 23 ученика), а в нашем поселке, где единственное место работы – железная дорога, детей в классах по 18 человек, отсюда и низкий оклад. Также в НСОТ не продуман вопрос оплаты замещения уроков тех учителей, которые обучаются заочно в вузах. Оплата этих уроков из стимулирующего фонда «съедает» большую сумму. Выходит, что уроки лучше не проводить вообще? У педагогов, работающих с детьми, которые находятся на индивидуальном обучении, оплата снизилась до 100 рублей.

Мы считаем, что законы, которые принимаются как на уровне Федерации, так и на уровне края, должны защищать учительство, а не усугублять положение.

И.С. КАБАКОВА, председатель первичной профсоюзной организации СОШ №235 поселка Оловянная;

О.В. ЯНОВСКАЯ, председатель экспертной комиссии СОШ №235 поселка Оловянная

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте