Томская область – это 314 тысяч квадратных километров лесов, полей, болот и рек. Где-то между ними раскиданы 800 образовательных учреждений. Из 406 школ – всего 275 средних, остальные малокомплектные. 10 лет назад их было на сотню больше. Укрупнение необходимо, считает Леонид Глок, начальник областного Департамента общего образования. Демографическая яма, отсутствие специалистов, низкое качество преподавания в заброшенных деревнях… Шло бы укрупнение до сих пор, если бы не отсутствие транспорта. 95 автобусов поставила Томская областная администрация. Нынче выделяет на это 4 миллиона рублей – мало, поскольку требуется, как минимум, еще 48 единиц транспорта. Федеральная программа «Школьный автобус» в Томске не работает. Почему, Глок понять не может, но очень хочет. Где же выход?
Компьютеризация для Томской области, где села раскиданы на сотни километров друг от друга, – вынужденная необходимость и реальная экономия, несмотря на массу затрат. Школы надо вытаскивать из «трясины». Весной и осенью добраться в 20 крупных населенных пунктов, где есть средние школы, можно только вертолетом санавиации. Почта доставляется с большим опозданием, телефоны работают условно, телевизор не ловит местных программ. Летом люди путешествуют по воде, зимой – по льду, на прочие шесть месяцев в году села превращаются в автономные государства, отрезанные от мира. За место директора школы там идет настоящая битва с интригами и склоками, в которые волей-неволей втягиваются и школьники. По меркам маленького таежного «царства» пост директора – весьма солидная должность. А законы – тоже свои, лесные.
Может, потому что Глок – технарь по образованию, работавший и в школе, и в вузе, ставку он сделал на технику. На полную катушку компьютеризация началась в 1992 году, хотя не было еще федерального подкрепления – ни финансового, ни экономического. Сначала в каждом из 18 сельских и 5 городских районов выбрали по опорной школе, где оборудовали компьютерные классы за счет областного бюджета. Причем тогда было время абсолютного безденежья и зарплатных забастовок. Но выискивать средства помогал общий научно-образовательный фон Томска. Худо-бедно выделяли средства муниципальные бюджеты, неплохо помогали спонсоры. Когда началась реализация федеральной программы, стало легче. Сейчас компьютеры есть везде, даже в малокомплектных школах – один ПК приходится на тридцать ребятишек. 340 школ подключены к интернету, что для образования обошлось, можно сказать, даром – выиграли грант, по которому администрация Томской области вложила в это 15 миллионов рублей, Министерство образования и науки России – 19. Благодаря сотрудничеству с Томским государственным университетом стоимость интернета для любой, даже самой отдаленной школы, – 300 рублей в месяц. В прошлом году началось строительство спутникового телепорта на базе ТГУ. Планируется, что цифровая сеть охватит территорию от Западной Сибири до Дальнего Востока, а пока установлены пилотные антенны в двух труднодоступных точках области – городах Кедровый и Катайге. Друг от друга они находятся на расстоянии 1000 километров, Томск – как раз посредине. Телефонная связь станет спутниковой – позвонить из глухой деревни в любой город Сибири или Дальнего Востока будет так же просто, как в соседний дом. Школьники смогут не только смотреть региональные телепрограммы, но и наглядно демонстрировать свою жизнь, записывая ее на видео и передавая в областной центр. А лаборатория компьютерной диагностики Сибирского медицинского университета уже готова обследовать детей на расстоянии и давать лечебные рекомендации. Проект обещает быть окупаемым и даже прибыльным, поскольку мощность телепорта такова, что школ для него мало. Современная связь на «малой земле» появится у всех сельчан.
С развитием цифровой связи ЕГЭ в Томской области станет дистанционным – запечатанные контрольно-измерительные материалы будут отправляться по электронной почте, а наблюдать за ходом экзамена станут… «видеокамеры». Даже специалиста отправлять за тридевять земель не надо.
Информатизация – процесс, по словам Леонида Глока, который невозможно ни закончить, ни остановить. В 2005 году она будет продолжаться за счет субвенций, которые введены в муниципалитетах с переходом на новый финансовый механизм. Это означает государственное – областное и федеральное – финансовое пособие местным органам власти на нужды образования. За основу взяли федеральные нормативы, усовершенствовав их с учетом региональных особенностей. К примеру, пришлось откорректировать расходы на отопление. В прошлом году школы области финансировались за счет субвенций. По словам Глока, это улучшило их положение, хотя 93 процента средств шли на зарплату и только 7 – на учебные расходы. Нынче, несмотря на повышение зарплаты, долю учебных расходов удалось увеличить до 10 процентов. Сейчас разрабатываются финансовые нормативы по учреждениям дошкольного и дополнительного образования. Начальник департамента считает, что когда и они перейдут на субвенции, финансовая напряженность, которая пока существует, исчезнет. Действительно – деньги счет любят. Тем более что в томском образовании вовсю идет сокращение нерациональных трат. Например, главным в ремонте теперь считается отопление. Начали менять котлы в кочегарках. Коэффициент полезного действия старых не превышал 30 процентов, новое же отопительное оборудование позволяет поднять КПД до 80.
Если денежные потоки из общего образовательного «котла» удалось распределить и усовершенствовать, то «финансовая напряженность» в кошельках городских педагогов не уменьшается, несмотря на 20-процентную надбавку.
– Увеличение жилищных тарифов больно ударило по учителям Томска, – объясняет Леонид Глок. – За квартиру в среднем приходится платить три тысячи рублей. На жизнь остается одна-две тысячи. Сельский учитель сейчас, как ни странно, – самая защищенная категория: высокие северный и районный коэффициенты и возмещение коммунальных затрат. Есть у нас для сельчан и санаторий-профилакторий, находящийся на областном бюджете. Педагоги учатся и лечатся одновременно. И жильем сельчане обеспечиваются лучше – в этом году 58 молодых учительских семей получили квартиры.
Увы, молодежь не едет в деревню. Не многим хочется бежать от цивилизации. Возможно, причина еще и в том, что на селе засилье учителей-пенсионеров, в некоторых районах – до 50 процентов. А молодые ведь тянутся к молодым. Конечно, стажисты – люди с большим опытом, но нужна ротация, обновление кадров, свежий взгляд на образование. Сейчас Томский государственный педагогический университет начал подготовку учителей для малокомплектных сельских школ. Хочется надеяться, что, получив диплом, выпускники выберут работу по специальности.
Комментарии