Как функциональная грамотность становится инструментом личной эффективности
Для чего мы учимся в школе? Один из вариантов ответа: учиться нужно для того, чтобы стать взрослым. Согласны вы или нет, но взрослым рано или поздно придется стать каждому. Как понять, что ты стал взрослым? Чем взрослый принципиально отличается от ребенка?
Взрослый человек несет ответственность за себя, за свою семью (родных, близких, детей), за свою Родину. Он понимает законы, на которых строится общество и на основании которых функционирует в нем человек, умеет оценить ситуацию, принять правильное решение, организовать, если нужно, людей, выстроить с ними взаимодействие так, чтобы были быстро и эффективно решены поставленные задачи, формулировать свою точку зрения и убеждать в своей правоте других, не поддаваться на обман, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, делать непростой выбор.
Кроме того, взрослый все понимает про самого себя: он имеет представление о том, как поведет себя в различных ситуациях, какие эмоции будет испытывать, умеет анализировать не только то, что он чувствует, но и то, что и почему он делает. Именно благодаря этому у взрослого есть возможность выбирать различные решения. Те решения, которые наиболее точно в данной ситуации помогают справиться с поставленной задачей.
Функциональная грамотность – это способность человека успешно решать различные жизненные задачи. В том числе задачи, в которых требуется проявить себя, использовать свои внутренние ресурсы. Отличительной чертой функциональной грамотности является именно то, что оценивается уровень владения ею взрослым населением.
Какими же важными для успешной жизни и личной эффективности компетенциями должен владеть функционально грамотный взрослый человек?
Во-первых, планировать и реализовывать свои жизненные цели, выбирая оптимальные пути их достижения. Это требует в свою очередь от взрослого следующих умений: проявлять инициативу и/или самостоятельность, отстаивать свои интересы и идти на конфликт и/или выстраивать хорошие, доверительные отношения и добиваться компромисса, управлять своим поведением и эмоциями, выстраивать жизненную стратегию и т. д. Наличие этих умений у взрослого напрямую влияет на качество его жизни.
Во-вторых, уметь работать на социально значимый результат. Здесь важно, чтобы человек умел адаптироваться к изменяющемуся миру и приспосабливать мир к своим потребностям, действовать в условиях неопределенности (например, в ситуации быстроменяющегося рынка труда овладевать новой профессией, учиться и переучиваться), трансформировать разнообразные ресурсы в возможности и др. Умения этой группы позволяют оказывать влияние на качество жизни общества в целом.
Как этого добиться? «Парадокс компетентности» заключается в том, что она обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, при решении задач, не похожих на те, где эти знания, умения и навыки были приобретены. А это значит, что функционально грамотный взрослый – это человек с высоким уровнем психологических компетенций, то есть тот, который сталкивался и успешно справлялся в реальной жизни с ситуациями, для решения которых требовались психологические знания, умения и навыки.
Что надо знать о себе и мире, чтобы успешно справляться с самыми различными задачами из реальной жизни? И как этому научиться?
Приведем пример. Как вам кажется, насколько часто приходится взрослому в реальной жизни проходить тест? Не раз, это точно. Самый распространенный случай, когда нужно получать водительские права. Если вы справились с заданием с первого раза, усталый, но довольный вы уходите домой. А если нет? «Кто придумал этот ужасный тест?», «Задания составлены некорректно», «Здесь нет правильного ответа» – обычная человеческая реакция. Обычная, но совершенно не конструктивная.
Владение какими компетенциями из области психологии могло бы способствовать в данном случае личной эффективности человека?
Во-первых, уметь адекватно оценивать свои возможности, степень собственной готовности. Что для этого можно сделать уже сейчас?
Учитесь сами и учите детей структурировать, выявлять причинно-следственные связи, задавать вопросы и отвечать на них. Например, полезным могло бы быть такое упражнение: продумайте самостоятельно (обсудите с ребенком) при принятии любого бытового решения ответы на следующие вопросы:
– Почему я (мама, папа, бабушка и другие) настаиваю на принятии такого решения?
– Какую еще информацию нужно рассмотреть мне, чтобы согласиться?
– Что другие хотели бы дополнительно узнать от меня, чтобы принять мою точку зрения?
– Что не позволяет другим согласиться с моим мнением в данной ситуации?
Проявляйте самостоятельность и инициативу, принимайте ответственность за свои поступки. Это позволит вам узнать больше о своих возможностях, научит адекватно оценивать самого себя и других. Чтобы это развивать в ребенке, можно использовать систему чек-листов. Например, пусть в 3‑5 пунктов уложится представление о том, что значит «я убрал в своей комнате», «мама точно не одобрит, если я…», «я терпеть не могу, когда…». Это позволит всем членам семьи (школьного коллектива) не просто лучше понимать друг друга, но и даст инструмент обозначения собственных границ, возможностей, потребностей.
Во-вторых, чтобы успешно решать реальные жизненные задачи, необходимо уметь управлять своими успехами и неудачами: понимать, что именно для меня значит достижение результата в этой деятельности, как я отреагирую, если меня постигнет неудача, на что я готов пойти, чтобы добиться цели. Что для этого можно сделать уже сейчас?
Развивайте здоровые амбиции, работайте над самооценкой. «Я сделаю пять примеров, потому что этого на «три» достаточно, а мне больше и не надо». Знакомая ситуация? Почему бы не сделать на один пример больше? Мне кажется, что можно попробовать и сделать даже десять примеров.
Эта же логика вполне работает и для взрослого. Освоить новую модель смартфона, зарегистрироваться в Pinterest, научиться кататься на горных лыжах, наконец-то завести собаку – выйти из зоны комфорта, для того чтобы расширить представление о собственных возможностях, узнать себя лучше, найти сферы деятельности, в которых ты можешь быть успешен, тебе интересно, ты можешь приносить пользу обществу.
Не бойтесь ошибаться. Огромное количество людей имеют интересные, яркие и оригинальные идеи, но не спешат воплощать их в жизнь. Причина этого одна – боязнь ошибиться. «Не ошибается тот, кто ничего не делает», – еще в V веке до н. э. заметил Еврипид. Мысль, актуальная и по сей день. Делать ошибки полезно, поскольку именно так приобретается жизненный опыт и появляется возможность узнать о разных способах достижения цели, а человек учится выбирать стратегию действия и видеть альтернативные пути достижения результата.
Как это ни удивительно, ошибки – эффективный способ получения дополнительного знания о себе и об окружающей действительности. Поэтому очень важно, чтобы право на ошибку было в первую очередь у ребенка.
В-третьих, успешно решать жизненные задачи помогает умение понимать другого: что люди ждут от меня, с какой целью действует другой человек? Что для этого можно сделать уже сейчас?
Ставьте себя на место другого, понимание реальности, в которой действуют другие люди, позволит вам эффективнее с ним взаимодействовать. Вас «подрезали» на дороге, задели локтем в очереди в магазин, пошел дождь, а вы не захватили с собой зонтик? Поверьте, скорее всего, ничего личного. У всех этих фактов есть причины, никак не связанные с вами.
Читайте хорошие книги – еще один способ не наступать на одни и те же грабли, многие непростые жизненные ситуации были успешно решены до вас, а пути достижения этого успеха талантливо отражены в шедеврах мировой литературы. Хорошие книги не просто скрасят ваш досуг, но и послужат инструментом для того, чтобы «прокачать» себя.
Функциональная грамотность работает на личностную эффективность каждого из нас. Владение ею позволяет не заблудиться современному человеку в мире нового и неизвестного, успешно взаимодействовать с окружающими, жить в согласии с собой.
Юлия ЕСАУЛЕНКО, Анастасия КУЗНЕЦОВА, эксперты Ассоциации классных руководителей образовательных организаций Москвы
Комментарии