search
main
0

Парад звезд

На Брянщине прошел третий фестиваль участников конкурса «Учитель года России»

Более тысячи учителей из тридцати трех российских регионов – от Камчатки до Калининграда, Красноярского края и Кубани – встретились на онлайн-фестивале под названием «Парад звезд на Брянщине». Третий год подряд мероприятие всероссийского масштаба проходит в муниципальном общеобразовательном учреждении «Брянский городской лицей №1 имени А.С.Пушкина». Учебное заведение, созданное в 1990 году, стало одной из первых в России инновационных школ такого типа. Основатель и первый директор лицея с 1990 по 2011 год – Антонина Семеновна Курасова, народный учитель России, кавалер ордена Почета, почетный гражданин города Брянска, почетный гражданин Брянской области.

Инициатор фестиваля Юрий Клюев, нынешний его директор, в 2018 году стал призером конкурса «Учитель года России». Окрыленный и вдохновленный его идеями, уже в следующем году он организовал встречу педагогических звезд на брянской земле, в своем родном городе, в любимом лицее имени Александра Сергеевича Пушкина, пригласил к участию конкурсантов не только из своей области, но и из других городов России.

По сути, Юрий Александрович точно уловил свою задачу, а шире – миссию как победителя конкурса (замечу, войти в число пяти призеров и есть большая победа!), а она заключается в том, чтобы после конкурса стать проводником идей творческой педагогики в своем регионе и за его пределами.

Его легендарный земляк Олег Геннадьевич Парамонов, абсолютный победитель конкурса на всероссийском уровне в далеком 1993 году, филолог и поэт, гордость Брянской области и всей страны, послужил для Юрия Клюева в этом отношении ярким примером. Между ними сложился прочный творческий тандем, благодаря которому они теперь вместе развивают послеконкурсное движение, делают полезные для современной школы дела и проекты, оказывающие влияние на профессиональный рост педагогов.

Такая деятельность помогает распространять передовой педагогический опыт, раскрывать потенциал молодых, начинающих учителей. Как важно, что их наставниками становятся талантливые учителя, которые прошли через конкурс «Учитель года»! На таких встречах, которые приближают нас к педагогике открытых дверей, к личностным смыслам в образовании, они рассказывают о своих новаторских идеях, о творческих находках, демонстрируют приемы и технологии обучения.

Об этом и о том, как использовать ресурсы «конкурсных» учителей в реальной практике, говорила, подводя итоги первого и второго дней фестиваля, Ирина Димова, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, многие годы член Всероссийского оргкомитета и Большого жюри конкурса «Учитель года России», первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», издания, которое уже более тридцати лет под своим крылом развивает в стране конкурс и все то, что происходит после него, поддерживая клубы, ассоциации, общественные организации учителей года, способствуя их росту и авторитету в образовании.

Открытие началось с теплого приветственного слова губернатора Брянской области Александра Богомаза, перед учителями выступили руководитель Департамента образования и науки Брянской области Елена Егорова, председатель Брянской областной организации профсоюза Анна Голубева, Полина Матюхина, ректор Института повышения квалификации работников образования Брянской области, Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты».

В этот день «Парада звезд на Брянщине» состоялось настоящее образовательное событие – девять ярких выступлений абсолютных победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России». Три филолога – Олег Парамонов, Андрей Барашев, Александр Шагалов, два математика: Михаил Гуров и Юлия Капалкина, химик Юрий Клюев, географ Павел Красновид, учитель музыки Артур Заруба, историк Григорий Назаров – представляли разные уголки России, но все говорили о главном в жизни, о науке, об искусстве, о культурном коде нации.

Выходя за пределы своих предметных областей, интегрируя, казалось бы, несовместимые гуманитарные и математические дисциплины, метапредметные и внутрипредметные навыки, они показали высокий уровень культуры, интеллекта, глубины мыслей и чувств. Каждый был по-своему неповторим и оригинален, но всех роднили любовь к профессии, общие духовные ценности и нравственные ориентиры!

Начал парад мастер-классов Олег Парамонов, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1993. Как красиво и эмоционально он читал творения Николая Рубцова! Стихи поэта живут в нас. Они не устарели, не потеряли своего звучания, а, напротив, приобрели новый тонкий и глубокий смысл. Вы можете легко разобраться в хитросплетениях математических уравнений с модулями и параметрами?

На примере персонажей из романов о Гарри Поттере Михаил Гуров, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2020, поделился простыми приемами и познакомил с интересной дамой Парабеллой Оваловной. Лауреат заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 Юлия Капалкина посвятила свой мастер-класс приемам махинаций с числами-графиками. О русской музыке в Европе и европейской музыке в России рассказал Артур Заруба, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1992, как всегда, дав нам творческий зазяд и позитивные эмоции.

В последнее время очень часто скептики ставят учителей в тупик: «Метапредметность равна беспредметности?» О мифах и подходах в решении этой головоломки рассказал призер заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 Юрий Клюев.

Продолжил начатый разговор о судьбах школьных предметов, их связях, тайнах этимологии слов Андрей Барашев из Ростова-на-Дону, вошедший в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России России»-2016. Запомнился заключительный мастер-класс о фигурных стихах и о формах их представления Александра Шагалова, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2016. Он размышлял о том, как форма поэтического текста связана с содержанием.

И второй день фестиваля порадовал мастерством, эстетическим и педагогическим вкусом, культурой, широтой мысли выступавших учителей. В четырех секциях – «Дистанционное образование. Вызов принят?», «Мотивация. Проблемы и решения», «Современное образовательное пространство: векторы развития», «Одаренный ребенок – особая ценность. Правильные ошибки и другие способы развития одаренности» – были представлены актуальные мастер-классы, образовательные проекты, информационные ресурсы, видеоуроки и электронные конструкторы уроков.

Интересные подходы в актуализации знаний показала Марина Самуйленко, финалист конкурса «Учитель года России»-2014. Показательными примерами стала история о происхождении бородинского хлеба и песен времен Великой Отечественной войны. Невозможно было оторваться от загадок Людмилы Бабкиной, финалиста заключительного этапа конкурса «Учитель года России»-2015. Ее межпредметные переплетения и французская культура завораживали.

Светлана Ильина, победитель конкурсов «Учитель года Самарской области»-2006, «Директор года РФ»-2017, показала, как учителю преодолеть прокрастинацию. Простые приемы – ежедневные чек-листы, биохимическая разрядка и девиз дня – делают наши дни главными в жизни!

Много интересных электронных ресурсов, которые украсят любое педагогическое действие, продемонстрировала Диана Минец из Вологодской области, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020.

Надежда Зюзина, лауреат конкурса «Учитель года Тульской области»-2014, поделилась технологией создания видео­уроков для начальной школы.

Светлана Видакас из Ярославской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, рассказала о школе дипломатии, о центре развития «Роботоник» и использовании нестандартных форм работы со школьниками.

Татьяна Патрикова из Института развития образования Тульской области поделилась приемами оцифровывания уроков, тем, как гармонизировать виртуальность и реальность в школьной среде, как дистанционное обучение превратить в захватывающее приключение. Три десятка интересных мастерских. Сотни приемов, находок, смыслов!

Закончилась работа секций общим подведением итогов фестиваля, который стал своеобразным маркером в стратегии решения проблем мотивации учеников, показал направления развития дистанционного образования в регионах, способы развития одаренности, наметил пути преобразования школьного пространства.

Более двух тысяч слушателей, сорок мастер-классов и выступлений, тридцать три региона России, подключение из Испании. За цифрами скрыта огромная организаторская работа всего педагогического коллектива, всех спикеров и мастеров, но в первую очередь заместителя директора лицея по инновационной деятельности Алексея Иванова и, конечно же, самого инициатора парада звезд Юрия Клюева, которого Ирина Димова образно сравнила с Александром Порфирьевичем Бородиным, автором оперы «Князь Игорь», известным тем, что он был одновременно маститым ученым-химиком и выдающимся композитором.

Юрий Александрович, директор брянского лицея №1 имени А.С.Пушкина, призер конкурса «Учитель года России»-2018, также наделен талантами химика-биолога (учитель химии, кандидат биологических наук) и музыканта-вокалиста (он прекрасно поет, у него красивый бархатный баритон), а еще пишет стихи, увлекается историей. За короткий период работы в качестве директора он проявил себя как незаурядный управленец, хороший организатор.

Проект «Парад звезд на Брянщине», подаривший всем нам радость профессионального общения, вдохновение и красоту педагогических идей, тому доказательство. Уверен, что все это в скором времени отразится на успехах наших учеников, а сам проект будет иметь продолжение.

Андрей СЕМКЕ, доцент кафедры управления образовательными системами и кадрового резерва ИРО Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте