ЕГЭ, ГИА, тестовые итоговые работы – все эти формы не дают возможности увидеть и оценить в полной мере умения и навыки учащихся, которые им будут необходимы во время обучения в вузе, да и просто в жизни. Как не упустить время и реализовать потенциальные возможности школьника? Все дети одаренные, главное – помочь раскрыть себя, показать свои возможности. В этом может помочь введение в практику школы портфолио.
В разработанных специалистами Высшей школы экономики Рекомендациях по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы говорится, что «портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения». Вопрос в том, что мало кто знает и понимает, как именно фиксировать и что конкретно накапливать в «портфеле образовательных достижений». Поэтому многие родители в российских школах ломают голову над составлением портфолио школьника, не понимая, что же от них требуют учителя. Нередко все сводится к банальностям: в красивую папку складывают похвальные грамоты ребенка, его фото и краткую биографию. Иногда родители просто скачивают из Интернета разработанные непонятно кем готовые варианты портфолио только для того, чтобы угодить учителям, несмотря на то что одобренная Минобрнауки версия составлена на основе зарубежных образцов. Взрослые уверены в том, что «портфель достижений» поможет ребенку при поступлении в вуз. На самом деле после окончания школы возможности использования портфолио заканчиваются, по крайней мере в России. Теоретически в РФ он не играет важной роли в учебном процессе, и учителя даже не имеют юридического права требовать от учащихся ведения портфолио, это дело добровольное. Такое требование возможно при условии включения его в устав школы, но такие пункты есть лишь в некоторых учреждениях. Хочу поделиться опытом использования портфолио в НОУ Malta Crown, расположенном на Мальте. Школа эта необычная. С одной стороны, здесь учатся русские дети по русским программам, с другой – живут они далеко от России, углубленно изучают английский язык и имеют возможность поступления в зарубежный вуз. Поэтому в своей работе мы вынуждены учитывать не только русскую, но и зарубежную практику составления портфолио. Хочу отметить, что «портфель достижений» широко применяется в разных странах, и с каждым годом количество разновидностей портфолио растет. Это не дань моде, а возможность найти лучшую форму, воплощающую в себе все то, что необходимо на данном этапе времени. Стандартные формы и шаблоны используются в зарубежной практике реже, уступая место электронным и интернет-портфолио, которые активно включают в образовательный процесс не только школы, но также вузы и детские сады. Портфолио становится формой оценивания результатов обучения и внеурочной деятельности. Благодаря ему ученик может оценить не только свои результаты, но и сопоставить их с результатами других обучающихся (в зарубежных школах хорошо развита рейтинговая система). С его помощью можно решать важные педагогические задачи: 1) поддерживать мотивацию к учению;2) поощрять самостоятельность;3) развивать навыки самооценки;4) планировать и организовывать собственную учебную деятельность.Однако наиболее распространенная в России форма портфолио в виде папки документов за рубежом встречается редко, поскольку банальный сбор тех или иных достижений не дает целостного представления о процессе развития и становления ребенка. В школах Европы и Америки ученики составляют «портфолио подготовленности», которые отличаются более углубленным изучением личности самого выпускника. В некоторых вузах США, Великобритании и Франции распространен «дневник компетенции», идентичный классическому портфолио.В ряде мальтийских школ используется «портфолио развития», где дан анализ склонностей, увлечений, интересов, видов творческой деятельности, успехов по общеобразовательным предметам ученика. Чаще всего их составляют в школах с углубленным изучением иностранных языков. В других учреждениях в основе портфолио лежит разрешение реальной проблемы с использованием знаний по различным предметам. Например, «как сделать так, чтобы капля воды в кране не стала последней?» (проблема наличия питьевой воды актуальна для острова). Для учеников выпускных классов основным является «портфолио карьеры». При его составлении используется долгосрочный и краткосрочный целевой план, куда входят: автобиография; общественно полезная добровольная деятельность (использование видео- и аудиоматериалов); этические и социальные вопросы; искусство; практические навыки; наука и техника; общеобразовательные предметы; иностранные языки; физическая подготовка.Также здесь определены ключевые жизненные позиции с рождения до настоящего времени и на десять лет вперед. Составление плана карьеры начинается с индивидуальной беседы с консультантом (тьютором) и психологом. Роль тьютора выполняет учитель-предметник или классный руководитель.Одним из обязательных для старшеклассников документов в Malta Crown по праву считается «портфолио-проект». Его реализация проходит по следующей схеме: выбор темы проекта; работа с тьютором; подготовка проекта; устная презентация; оценка проектным комитетом; оценка комиссией (выпускные проекты).При составлении «портфолио-проекта» очень важно неформальное оценивание его результатов. Главным же критерием оценки является наличие собственной точки зрения, обоснованности, выводов. По примеру Дании некоторые итоговые оценки выпускников нашей школы заменяются «портфолио-проектами» с последующей публичной защитой. Несмотря на то что в школе Malta Crown при составлении портфолио никакой обязаловки не существует, в этот процесс включены практически все учащиеся. Ребята из началки формируют «портфолио развития» и реализуют различные «портфолио-проекты». Ученики среднего звена плюс к этому добавляют различные комплексные портфолио, которые включают сразу несколько форм и видов «портфелей достижений». В старших классах распространены демонстрационные и электронные формы, «портфолио карьеры» и «портфолио-проекты». Зубенко Юлия, 11-й класс:- Я выбрала «портфолио карьеры» и «портфолио-проект», так как решила поступать в университет в Великобритании. Но сначала надо поступить в колледж и проучиться там два года. Список документов, которые необходимо представить комиссии, включает мотивационное письмо, где я должна описать цель обучения как в Объединенном Королевстве, так и в данном колледже. Для поступления в университет предстоит написать так называемое personal statement – «личное высказывание», где нужно рассказать комиссии о своем соответствии курсу, который я хочу изучать. Самое главное – продемонстрировать энтузиазм и гарантировать то, что я выделяюсь из толпы. В основе мотивационного письма и «личного высказывания» лежат материалы портфолио, полученные за два года обучения на Мальте.Сучкова Жанна, 11-й класс:- Я собираюсь поступать в Мальтийский университет. Для этого мне необходимо представить следующие документы: – личное письмо, в котором я должна рассказать о себе, своих увлечениях (для этого я использую свое «портфолио развития»);- различные сертификаты и дипломы за участие в научных олимпиадах, конференциях («портфолио-проект»);- грамоты за участие в спортивных соревнованиях («портфолио развития»).Приемная комиссия учитывает не только содержание, но и креативность при создании портфолио. Также необходимо показать навыки в различных областях знаний («портфолио карьеры») и описать навыки работы в группе, что очень ценится в зарубежной практике («портфолио развития и карьеры»).Комиссии необходимо показать презентацию PowerPoint, где нужно кратко изложить основные положения комбинированного портфолио (развитие + карьера + проекты).Гамзаев Ислам, 11-й класс:- После окончания школы я собираюсь поехать учиться в Россию, в МГУ. К сожалению, комбинированное портфолио, которое есть у меня, вряд ли там будет востребовано. Но я не жалею, что принимал активное участие в различных проектах, так как уверен, что все это пригодится мне в карьере. «Портфолио развития» помогло мне взглянуть на себя со стороны, повысить свою самооценку.Сохач Ариша, 3-й класс:- В моем портфолио есть разделы «Моя семья», «Мои друзья», «Мое хобби», «Моя школа», «Мои достижения», «Мои планы на будущее». Я люблю постоянно пополнять его чем-то новым, открывать для себя что-то необычное, записывать свои победы, а иногда и неудачи, и поражения. Кусакин Игорь, 11-й класс:- Мой выбор пал на Мальтийский колледж. Комиссию будут интересовать мои успехи, награды, способности в различных областях знаний, спортивные достижения, хобби. Все это есть в моем комбинированном портфолио. «Портфель достижений» в любых его формах и видах имеет большое значение для моего развития и формирования как личности. И не важно, где человек живет, в России или в другой стране. Главное – чувствовать себя талантливым, одаренным, самокритично относиться к своим поступкам, быть способным оценивать поведение других людей и уметь строить реальные планы на будущее.Ирина ЛИТВИНЕНКО, заместитель директора по научно-методической работе школы-пансиона Malta Crown, Марсаскала, Мальта
Комментарии