В средней школе №63 города Омска еще в 2000 году внедрили мультипрофильное обучение, особенность которого в том, что обучение на третьей ступени строится на основе индивидуальных учебных планов. У ребенка есть возможность на любом этапе обучения скорректировать этот план, поменяв тем самым выбранный профиль. Предпрофильная подготовка выявляет интересы, склонности, способности школьников, знакомит с миром профессий и способами их приобретения. Ее результат – сформированная у школьников готовность к выбору профиля обучения и успешное обучение в 10-11-х классах. Определить эту готовность помогает портфолио, которое составляют девятиклассники.
Разработанная в школе №63 модель портфолио представляет собой личную карту достижений обучающихся и включает несколько обязательных структурных элементов. Это пояснительная записка об ученике и его индивидуальных особенностях, профессиональных намерениях, с использованием данных индивидуальных диагностик; средние результаты мониторинга знаний, умений, навыков по предметам; показатель степени обученности учащегося на начало и конец 9-го класса; результаты итоговой аттестации; средний балл отметок в аттестате об основном общем образовании; рекомендации учителей-предметников по итогам выполнения программ курсов по выбору. Ну и самая интересная часть – индивидуальные образовательные результаты обучающихся: грамоты и дипломы конференции НОУ, предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих турниров, конкурсов и фестивалей.
С личной картой заинтересованные стороны начинают знакомиться с декабря, поэтому у школьников есть возможность коррекции собственной образовательной деятельности, чтобы с большей осознанностью подходить к конструированию индивидуального профильного учебного плана. Метод портфолио наиболее приближен к реальному оцениванию. Его основной смысл – показать все, на что способен ученик. Традиционные контрольно-оценочные средства, как правило, направлены на проверку репродуктивного уровня усвоения информации. Портфолио же позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Поэтому девятиклассники продолжают эту работу, и став старше. Тем более что, как выяснилось, портфолио положительно влияет на приемные комиссии омских вузов. К тому же нужно оно не только ученику, но помогает классному руководителю, предметнику, школе активизировать учебную деятельность, оценить свои достижения. Родители – даже те, что не любят ходить на собрания и заглядывать в дневники, – так или иначе увидели портфолио детей, наглядно демонстрирующие работу коллектива и каждого педагога.
Для младших школьников сбор портфолио еще не стал обязательным занятием. Зато увлекательным, как считает Наталья Сергеевна Игнатович, учитель начальных классов школы №47. Ведь любой, даже самый маленький успех крайне важен для самооценки ребенка. Малыши начинают собирать свои достижения с первых дней учебы – это помогает им лучше узнать себя, а родителям – своего ребенка.
– При переходе в пятый класс портфолио поможет учителям составить более полный портрет моих учеников, – говорит Игнатович. А родители ее выпускников считают, что такое «собрание сочинений» позволяет избежать предвзятого отношения к ребенку при переходе в старшую школу.
Метод портфолио оценили уже и в детских садах. Мама пятилетней Иришки Светлана Зотова говорит, что портфолио, которое предложили вести педагоги детского центра «Смайлик», стало самым важным делом в жизни ее ребенка.
– Первые страницы посвящены самому ребенку, его семье. Главные страницы портфолио наглядно показывают достижения ребенка: в конце каждого урока преподаватель спрашивает малыша, чего он достиг, и за сегодняшний успех вручает наклейку, которую ребенок вклеивает в свою тетрадку. В конце каждого месяца получается красочная аппликация – свидетельство достижений малыша. А в конце года – чудо-тетрадка разворачивается и превращается в большую сюжетную картинку, на которой изображена дорожка к успеху.
По общему мнению педагогов, работа над портфолио не только поощряет активность и ответственность детей, но и подвигает к самостоятельности. А ведь в конечном счете цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. И это умение ребенка – главная оценка работы педагога.
Омск
Комментарии