search
main
0

«Папа, теперь ты понимаешь, что это не просто жуки…»

Резюме: можно использовать!

Однажды мне в руки попала проектная работа шестиклассника, изложенная в нехитром и очень душевном стиле. И начиналась она так: «Приветствую вас, мои юные и не очень читатели! В этой работе мы подробно рассмотрим вид муравьев под названием Tetramorium bicarinatum. Так как у меня дома колония данного вида, думаю, что могу рассказать о них много интересного. И вообще, если вам по нраву мелкие, юркие и порази­тельно смышленые муравьи, то эти крохи созданы для вас». А далее подробно об их внешности, размере, окрасе, обитании, гнездовании, повадках, питании и многих разных важных деталях содержания таких «смышленышей».

Работа была чрезвычайно занимательной, но особенно поражали фрагменты: «Моя колония появилась 2 января 2019 года. На том момент у меня были 2 матки и 25 рабочих особей. Уже к середине весны численность возросла до 400 рабочих, появились крылатые муравьи. К началу лета у них начался импровизированный лет. Общее количество крылатых особей примерно 100 самок и самцов».

Судя по описаниям, все это жило в комнате нашего героя в обычной городской квартире. А вы можете представить 100 летающих смышленых муравьев у себя дома? Воодушевляли и советы автора: «Этот вид размножается с большой скоростью, так что приобретайте им дом побольше. Если сбегут, они вполне могут поселиться в вашем доме. На большое количество муравьев требуется большое количество пищи. Так что учитывайте это и лучше сразу начинайте разводить свою кормовую базу: я развожу мраморных и туркменских тараканов…»

Особенно поражало в этих удивительных описаниях, как гармоничен ребенок в такой компании. Все – и цветы, и мошки, и муравьи, и тараканы – по делу, все находится в каком-то естественном круговороте. Возникал только один вопрос: как в этом круговороте живут близкие нашего ученика? Насколько естественна для них такая среда? И в конце концов кто же они – эти отважные люди?

Однако самое время познакомиться с нашим героем. Сегодня это уже не шестиклассник, а ученик 9‑го кадетского класса Иван Самарин. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса экологических инициатив «Эко-Артек», он совсем недавно вернулся из этого Международного детского центра. А перед этой победой были еще не менее значимые: в чемпионате «Московские мастера» в номинации «Экологическая безопасность», в открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни», в Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ и др. И каждая победа – это продолжение той самой муравьиной истории.

Когда Ивана, приглашенного на сцену как победителя традиционного школьного конкурса «Ученик года»-2022, попросили об ответном слове, он сказал просто:

– Папа, теперь ты понимаешь, что это не просто жуки…

Многочисленная аудитория – ребята, учителя, родители – искренне аплодировала этому красивому высокому парню на сцене. Перед ними стоял увлеченный и интересный человек, простой, скромный и абсолютно уверенный в том деле, которое он любит.

Мама нашего героя – Ирина Анатольевна Самарина – очень мудрый союзник своего сына. Думаю, ей было нелегко поддерживать все его начинания. Но она сейчас с доброй иронией вспоминает:

– Иван всегда увлекался животным миром. Начиналось все с купленных в ближайшем зоомагазине муравьиных ферм. Затем он уже договаривался с продавцами редких видов, которые привозили к нам муравьев по сезонам. Ждал, когда их доставят к нам в страну, ехал на другой конец города или области в погоне за редкими экземплярами. Затем сам из гипса начал строить муравьиные фермы различного дизайна, покупал большие террариумы с украшениями. Для кормления питомцев были необходимы жуки-знахари, опарыши, личинки насекомых. Так как на тот момент Иван был еще не очень взрослый, приходилось вместе с ним ездить за этими насекомыми и вникать в способы их содержания. Муравьев приходилось кормить и разными видами тараканов, в том числе и экзотическими, которые перед кормлением должны были помещаться в холодильник, для того чтобы их жизнедеятельность замедлилась и они могли стать доступной пищей для Ваниных питомцев. Не раз домочадцы испытывали шок, открывая холодильник и видя там эту «еду». Его личный уголок всегда был заставлен горшками и грядками со специальным светом для выращивания растений, и мы не раз зимой снимали маленький урожай чего-нибудь полезного. У нас даже жили полоз, которого мы кормили мышами, и морская свинка. Почему я готова была его во всем поддержать, даже с экзотическими насекомыми? Это счастье – видеть увлеченного человека, тем более когда это твой сын!

Сегодня работа Ивана посвящена жукам-знахарям как эффективному и самому экологичному средству переработки пищевых отходов. Так, 500 взрослых особей жуков-знахарей за сутки перерабатывают 200 граммов отходов. Одна семья, состоящая из 2-3 человек, в день выбрасывает 1 кг пищевых отходов. Соответственно, 500 жуков требуется для переработки отходов одной семьи. А если мы строим базу утилизации дома в 600 квартир, то нам понадобится в среднем 1500000 жуков. Причем созданная база, утилизирующая отходы непосредственно на месте их образования, позволит сэкономить на транспортных расходах, энергии и в остатке получить экологически чистое удобрение-биогумус, которое можно использовать в сельскохозяйственной сфере для повышения плодородия почвы.

Руководителем работы стала классный руководитель кадетского класса, учитель английского языка Нина Абрамовна Вигуль. Участвуя с Иваном в конференциях на английском языке, все больше открывая для себя талант своего ученика, преподаватель тоже увлеклась проблемами экологии. Направленность кадетского класса, где учится наш герой, – экологическая безопасность. Чуткий учитель и внимательный наставник, Нина Абрамовна грамотно использовала возможности городского проекта, чтобы Иван смог укрепить исследовательские навыки и достойно представить свои интересные идеи на конкурсах и конференциях.

Да, воспитать увлеченного человека – дело непростое, но это единственно верный путь к счастью – родительскому, профессиональному, к счастью самого ре­бенка.

Елена БУСОВА, заместитель директора школы №1384 имени А.А.Леманского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте