Инструкция. “Нарисуй всех членов твоей семьи, где каждый занят каким-то делом, постарайся передать все детали, не торопись и по возможности ничего не упускай”.
После выполнения теста во время беседы попросите ребенка объяснить, какой деятельностью занимаются изображенные персонажи.
Интерпретация
Движение
Под движением понимается изображение энергии, форма чувственных отношений между персонажами, будь то любовь, страх, соперничество, зависимость или, как это часто имеет место, смешение всего вышеперечисленного, а также и другие чувства. Типичной формой позитивного представления этой обобщенной энергии является игра в мяч. Когда на рисунке появляются занятые подобной деятельностью персонажи, необходимо отдавать себе отчет в том, что ребенок признает существование между ними связи, особого взаимного интереса и одновременно наличие соперничества, спора за влияние в семье. Обратите внимание, у кого находится мяч и как он расположен. Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества. Мяч, нарисованный возле головы одного из персонажей, означает, что ребенок признает за ним активную решающую роль в динамике семейной жизни. Мяч, лежащий или подпрыгивающий возле ноги, не поддающийся контролю персонажа, означает, что энергия распределена в смысле соперничества неравномерно и ребенок понимает как неадекватную роль этого персонажа.
Другой вариант изображения энергии мы наблюдаем на рисунках с различными препятствиями. Ребенок, используя символы в виде стены, или дороги, или геометрических фигур, отделяет персонажей друг от друга, но в действительности эти символы означают более глубокое разделение, понимаемое как изоляция или ограничение в межличностных взаимоотношениях.
Итак, изображение объектов между персонажами, опасных для жизни предметов (оружие, даже игрушечное, особенно ножницы, столовые ножи и т.д.) указывает на агрессивность, существование проблемы соперничества.
Манера рисования
Под манерой подразумевается способ обращения ребенка с листом бумаги и персонажем независимо от их тематического значения.
Типичной манерой рисования является деление листа бумаги на квадратные или прямоугольные пространства и заполнение их по принципу комиксов или использование других приемов, как, например, изолирование персонажа посредством предмета, имеющего отношение к его деятельности, – веревки или стены, которую красит отец, гладильной доски, которой пользуется мама. Когда в рисунок вводится только один персонаж, это значит, что ребенок переживает этот случай как особый, как проблему, отличную от других.
Ребенок, чувствующий себя в семье неуверенно, пользуется для передачи своей неуверенности самой простой техникой: под всеми фигурами он проводит линию, как бы придавая им опору. Чем сильнее нестабильность в чувственных отношениях в семье, тем больше ребенок чувствует необходимость придания рисунку семьи прочной и надежной опоры часто в виде жирной линии.
Если, напротив, ребенок проводит линию только под одним персонажем, то, очевидно, чувство нестабильного, неуверенного состояния проявляется именно у этого персонажа, с которым ребенок может идентифицировать самого себя. Метод “отрицания”, сравнимый с методом “наименее ценимого персонажа” в тесте Кормана, используется ребенком для “маргинализации персонажа”, изоляции его посредством расположения на полях листа или запирания в квадрат. Такой техникой пользуются в большинстве случаев более робкие дети, которые обычно не проявляют агрессивности по отношению к другим и стараются держаться в стороне. Линии, облака или дождь в верхней половине листа свидетельствуют о тревожности и страхе из-за грозящей опасности. Если ребенок складывает лист, чтобы разделить его на несколько частей по количеству персонажей, которых собирается нарисовать, это также свидетельство тревожного состояния и беспокойства, которые впоследствии могут подтвердиться элементами рисунка.
В целом сходные чувства (тревожность, страх, депрессия) отражают защитную реакцию детей, которые не соблюдают правила задания, определенные с самого начала, и делают фигуры недорисованными и стилизованными или ограничиваются лишь изображением фигур, не обозначив их деятельности, а только указав их позу. В этом случае вам не следует беспокоиться, так как вы, видимо, просто выбрали неудачный момент. Отложите выполнение теста на другой день.
Символы
Речь здесь идет о тех элементах, которые имеют двойной смысл – один видимый, а другой скрытый, требующий расшифровки. Это обычные предметы, которые на рисунке приобретают совершенно другой смысл, отличающийся от действительного в реальной жизни. Мы уже упоминали о мяче и гладильной доске, но относительно их функций, связанных с деятельностью персонажа. Здесь же, напротив, речь идет о предметах, выполняющих функции безотносительно к кому-либо из персонажей. Они присутствуют, можно сказать, случайно, для заполнения пустот на листе (что, впрочем, не совсем случайно). Ниже приведен перечень некоторых предметов и явлений, символизирующих собой определенное душевное состояние ребенка. Если на рисунке появляются источники света и тепла (огонь, лампочки, свечи и т.д.), это надо интерпретировать как подчеркнутое выражение желания ребенка иметь наставника, человека, ведущего его по жизни, а также потребность в тепле и любви, поскольку ребенок чувствует ее слабое проявление со стороны персонажа, изображенного с источником света. Довольно часто изображается картина семейной жизни, где отец курит трубку или зажигает камин, а мама гладит. Типичен также мотив огромного красно-желтого солнца на небе или горящей лампочки над головами в комнате. Изображение грязи во всех возможных вариантах (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) указывает на внутреннее беспокойство ребенка из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство стыда и вины, и т.д.
Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода, являются признаками депрессивного настроения в данный момент или в потенциале.
То же самое имеет место, если ребенок рисует кровати и лежащих на них спящих или больных людей, недвусмысленно идентифицируя себя с ними.
Символы соперничества – изображение спортивных игр и любого оборудования, имеющего отношение к спорту. То же самое относится и к изображению кошки и собаки, особенно если они вовлечены в игру. Цветы и бабочки свидетельствуют обычно о реальном или желаемом спокойствии и безмятежности. Шарики и воздушные змеи, напротив, означают чувство давления, от которого он пытается избавиться. Детская кроватка или клетка указывает на агрессивность, пленение, если можно так выразиться, возможно, даже в отношении младшего брата: кроватка и клетка являются в действительности символами лишения свободы, наказания. Агрессивность передается также посредством изображения таких предметов, как барабан, оружие, молот, мотыга или просто грабли, а также диких животных (например, посещение зоопарка), которых ребенок помещает в клетку, то есть за барьер, за которым находятся также маленькие дети. Дорожные знаки отражают сдерживание эмоциональности, подчинение правилам, навязанным ребенку в большей степени школой, чем семейным или религиозным влиянием. Символы власти и угрозы – метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда и огромные, нависшие над головой здания.
Из книги Р. Римской и С. Римского “Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других”
Комментарии