Хочу рассказать о своем отце – Бобылеве Василии Константиновиче. Он был учителем начальных классов для детишек из нескольких деревень. Мой отец работал раньше в Вожегодском районе Вологодской области. В деревнях Каликино, Б. Раменье, Коргозеро. Я встречалась с людьми, которых он учил. И всегда они говорили, какой добрый был учитель Василий Константинович. Да он и на нас, своих детей, не повышал голоса, не то что руки не поднял.
Помню такой случай. Были в классе две подружки – совсем разные. Одна и медведя не испугается, а другая невероятно пугливая. Ее без подготовки и урок нельзя спросить, ни у доски, ни с места – разревется, весь день проплачет! Ну и как ее учить?
Осень. Папа видит – копают картошку, а девочка (пугливая) помогает.
На другой день он приходит в класс и начинает урок: «Ребята, что вы вчера делали?» Расспрашивает одного, другого, подходит к этой девочке: «А ты что делала?» Спросил, сколько картошки накопала, хватило ли времени выучить уроки. Девочка начинает рассказывать, к урокам приготовилась, значит.
Почерк у отца был прекрасный. Как он выводил букву, макая перо «звездочка» в чернильницу-неваляшку! Писал буквы в точности, как в прописях! Он вел все четыре класса в школе. Его зарплаты хватало на пуд костеры (кто не знает, пуд равен 16 кг, а костера – это злак). Нас в семье – 5 человек.
В 1948 году отца перевели директором детдома в деревню Бекетовскую. Мы жили на территории детдома. Детдомовские дети были разных национальностей, немцы и финны. Зельма Ботке с братом, финки Айно Лаузо, Лиза Буртсен, Сильва Флинг. Никто никого не обижал. Папу все любили, уважали. Я ходила в школу с девочками. Помню, идем компанией, а Валя Чуркина говорит: «У меня сегодня в компоте груши!» Я спрашиваю: «А что это такое – груша?» Оказывается, детдомовские дети думали, раз я директорская дочка, то я ем все и знаю, что такое «компот» и «груша»?
– А что вы на третье пьете после обеда? – удивилась девочка.
– Да в основном кипяток, иногда молоко.
– Скоро я буду дежурной по кухне и тебе принесу грушу!
И вот как-то мы идем в школу, подружка разворачивает бумажку и дает мне грушу. Я до сих пор помню эту бумажку и грушу. Я была так рада.
С Айно Лаузо я поддерживаю связь до сих пор. Она живет в Украине.
Мы с ней переписываемся и сейчас, и я переживаю, когда долго от Айно нет письма. Она меня считает за сестру.
Однажды она меня очень удивила, сказав, что Василий Константинович сделал ей подарок, который она хранит всю жизнь. Я ей не поверила, ведь в нашей семье и дарить было нечего! Тогда Айно достала вязальные спицы. И стала их с любовью гладить, говоря, что это первый подарок в ее жизни, и притом от директора. Заметила: «Он показал мне, как набирать петельки».
…Затем началась моя взрослая жизнь. Я вышла замуж, родила дочь. Мы переехали в Мурманск. Уже перед школой моя дочь знала все буквы, читала. Как-то с мужем приходим с работы, а она и говорит: «Я дедушке письмо написала прописью».
– Да ты же не все буквы знаешь!
– А я смотрела на последнюю страницу букваря.
Смотрю: написано красиво и хорошо. Написала я и от себя записку и отправила все. Дедушке очень понравилось.
Весной приехал к нам в гости. Дочь пришла из школы. Дедушка спрашивает:
– Оля, какая тема была?
– Ударение!
– Какая тяжелая тема, но я с тобой позанимаюсь.
– Дедушка, я же все поняла!
– Не верю. Я все четыре года (начальной школы) им занимался.
– Папа, у них в классе 20 человек. И на учителя один класс, так что они эту тему 40 минут долбят. Ты учил четыре класса один.
Теперь, когда моя дочь начинает говорить про теперешних учителей, я советую ей вспомнить дедушку – учителя начальных классов. Он учил всех, детей, учил доярок расписываться и никогда не говорил, что мало платят.
Дочь отвечает на это: «Теперь не те времена. Сегодня учитель может позволить себе сказать на родительском собрании: «Проблема не наша, что ребенок не усвоил материал, а ваша. Занимайтесь сами!..»
И напоследок объясню, почему я «Папа» всюду пишу с большой буквы. Он всегда в письмах, которые мне писал, так и подписывался – «твой Папа».
Комментарии