Совместные занятия мы проводим начиная с октября по классам в течение полугода. Основные темы занятий: школа гимнастических упражнений; школа легкоатлета; школа мяча; азбука лыжного спорта (урок проводится в зале). Практикуются совместные занятия и для учеников выпускных и начальных классов. При этом у старшеклассников воспитываются потребность и умение помогать в обучении младшим школьникам, прививаются навыки общения с маленькими детьми, что уже в скором времени может пригодиться им как будущим матерям и отцам.
В качестве примера одного из совместных мероприятий приведу план совместного занятия родителей и детей в спортивном зале по теме “Азбука лыжного спорта”.
Цель: учить детей отдельным движениям одновременного бесшажного и попеременного двухшажного лыжных ходов. Инвентарь: учебные плакаты, веревочные скакалки на каждого ребенка, капроновая веревка 15 м, магнитофон, ритмолидер.
Подготовительная часть.
1. Родители садятся на скамейку, а дети – им на колени (ладони детей на ладонях родителей). Учителем произносятся слова: “Я помню руки матери моей, суровой ласки редкие мгновенья. От них я становился лучше и добрей, от каждого ее прикосновенья”. Затем сообщаются задачи и пожелание совместной работы на занятии. Дети с помощью взрослых выполняют упражнения на потягивание. Родители выполняют пружинные движения в голеностопных суставах.
2. Родители и дети образуют две стоящие напротив друг друга шеренги. Разучивается танец “Ладушки” под музыкальное сопровождение.
3. Бег в парах. Родители, лидируя, указывают направление движения и помогают детям. Дети выполняют задания: бег с высоким подниманием бедра, с подскоками вверх (“достать листочек”), с преодолением сопротивления руки взрослого (“против ветра”), с помощью под поясницу (“по ветру”).
4. Учитель предлагает общеразвивающие упражнения в игровом задании “Зеркало” (дети максимально точно стараются повторить задания за родителями).
Основная часть.
1. Обучение “стойкам” при спуске на лыжах. Родители держат скакалки за середину, а дети, взяв скакалки за ручки, принимают высокую, среднюю и низкую стойки с переносом массы тела с носков на пятки и с продвижением вперед.
2. Обучение одновременному бесшажному ходу. Обращаю внимание на необходимость соблюдения двух правил хода: толкаться не только руками, но и туловищем; кисти рук должны пройти немного ниже коленей; во время отталкивания не приседать.
Исходное положение то же, что и в предыдущих упражнениях. Принятие граничных поз окончания и начала отталкивания. Имитация хода с сопротивлением взрослых. Игра “Кто сильнее?”. Две пары учеников становятся друг против друга. Их скакалки перекинуты через веревку, проходящую между ними. По сигналу они имитируют отталкивание палками, стараясь кистями коснуться коленей (напряжение не должно превышать 6-7 секунд в изометрическом режиме).
3. Обучение элементам попеременного двухшажного хода. Обращаю внимание на правильный наклон туловища, на широкий выпад вперед, на работу рук. Важна имитация работы рук: взявшись за концы скакалки, перекинутой через рейку гимнастической стенки немного выше роста ребенка, нужно попеременно менять положения рук (вперед-назад) с помощью старших и самостоятельно. То же самое делается под сигналы ритмолидера (частота сигналов – 50 в минуту).
Принятие стойки свободного скольжения на одной ноге в попеременном двухшажном ходе (ребята держатся одной рукой за закрепленную скакалку, сложенную вдвое).
4. Игра “С мячом ни с места”. Играют команды родителей и детей. Сначала взрослые пытаются мячом осалить детей, которые перемещаются по всему залу (водящим с мячом бегать нельзя), затем наоборот.
Заключительная часть.
1. Бег умеренной интенсивности под сигналы ритмолидера (частота сигналов – 100-120 в минуту).
2. Выполнение упражнений на растягивание, лежа на животе и спине (родители растягивают детей).
3. Выполнение упражнений на расслабление.
4. Подведение итогов занятия.
Евгений РОДИОНОВ,
заслуженный учитель РФ
Ломоносов,
Санкт-Петербург
Комментарии