search
main
0

Панно с секретом

Нетрадиционные виды творчества в работе со слабовидящими детьми и детьми с ТМНР

Большую роль в изучении мира вокруг у слабовидящих детей играет осязание. Уровень внимания у таких деток низкий, для них характерны рассеянность и пассивность интересов. Снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, погружении в себя и часто приводит к игнорированию контактов с другими людьми.

У детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии умственная отсталость в умеренной или тяжелой степени сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы в различной степени тяжести.

Грубые нарушения имеют речь и коммуникация, сенсорная сфера, общая и мелкая моторика, а также саморегуляция поведения и деятельности. Опыт детей с выраженной умственной отсталостью значительно беднее, чем у детей с сохранным интеллектом.

Перечисленные дефициты у детей с ТМНР приводят к ограниченности их жизненного опыта, недостаткам эмоционально-волевой сферы и поведения. Коррекционная работа по обогащению сенсорного опыта с детьми с особыми образовательными потребностями происходит во всех видах детской деятельности: в быту, в жизненных ситуациях, при самообслуживании, в играх, в предметно-практической деятельности, рисовании, лепке, ручном труде.

Продуктивная деятельность играет важную роль в психическом развитии таких детей.
Многие виды нетрадиционного творчества способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук, способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Педагоги ЦИО «Южный» Таля Запольская и Мария Трушина, обучая слабовидящих детей и детей ТМНР, используют авторское пособие. В процессе работы над проектом «Создание панно для многоразового использования с изображением дерева» ими были определены задачи коррекционно-педагогической работы, направленной на:

– стимулирование приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении детей;
– возникновение эмоционального контакта со взрослым;
– получение детьми новой сенсорной информации, что важно для расширения их представлений об окружающем мире.

Из эффективных средств, которые можно использовать для содействия созданию образов в коррекционной работе, следует выделить панно, планшеты и фланелеграфы из цветных деталей предлагаемого изображения. Ребенок может создавать композиции, передвигая детали, меняя их. При выкладывании изображения активизируется осязание.

Важно отметить особенности материалов, используемых педагогами при создании пособия. Они различны по тактильным ощущениям (скотч, фольга, фетр, бумага, мозаики, детали конструктора, ткани, ленты, нитки, плоскостные игрушки). Фактура материала призвана помочь созданию рельефной наглядности (дает ощутить рукой очертания предмета, это способствует развитию понимания фигуры и фона). Данными предметами можно манипулировать, решая разные композиционные вопросы.

Авторское пособие изготовлялось творческой группой – педагогами вместе с детьми – на коррекционно-развивающих занятиях.

По результатам работы творческой группы можно отметить, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных видов творчества, они проявляли заинтересованность. Можно также проследить положительную динамику в эмоциональном состоянии детей: преобладал положительный эмоциональный фон, ребята были активны, внимание становилось устойчивее во время занятия, отмечалось принятие простых инструкций, проявлялись элементы самоконтроля.

Дети демонстрировали свои успехи воспитателям. Проявляли желание еще поработать в подобной технике.

Авторы: Таля Евгеньевна Запольская, педагог-психолог, Мария Витальевна Трушина, учитель-дефектолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте