search
main
0

Пандемия: между молотом и наковальней

Многие страны мира вынуждены пересмотреть свою систему образования

Пандемия основательно перетряхнула нашу жизнь. Мы и не заметили, как оказались в новой эпохе. Коварный вирус внедрился во все сферы нашей жизни. В образование, в частности.


Пока петух не клюнул…

Свежее сообщение из газеты Die Welt. В новом учебном году в начальных школах Германии будут большие проблемы с набором первоклашек. Демография здесь ни при чем. Малыши есть. Но они из-за локдаунов и карантинов не посещали детские сады, а значит, воспитатели не успели подготовить малышей к школе. Непорядок!
Это выходит за рамки нормы. Не подготовленный к общению со сверстниками ребенок будет испытывать проблемы в классе, считают немецкие (да и не только немецкие) педагоги. Обычно на подготовку будущего первоклашки к школе в Германии уходит три года. Сейчас не набегает и двух лет. У детей резко снизилась мотивация к обучению. Не наработаны навыки общения вне семьи. А тут еще обязательные к исполнению медицинские требования – носить маски, соблюдать социальную дистанцию, регулярно сдавать тесты на коронавирус. Взрослые стонут от этой «обязаловки», а что спрашивать с шести-семилетних непосед?!

Школы Германии держались, что называется, до последнего патрона, сопротивляясь очередной волне COVID-19. В итоге на карантин уселись треть школьников и четверть преподавателей страны. И те и другие не в восторге от дистанционного образования. Вы будете смеяться, но причины недовольства «удаленкой» один к одному похожи на наши, российские.

Директора школ всех земель Германии оказались между молотом и наковальней. Министерство здравоохранения требует закрыть все учебные заведения до особого распоряжения, а местные (земельные) министерства настаивают на очном, контактном обучении, понимая, что к заочному обучению больше подходит определение «заушное». (То есть тянуть за уши.)

Многострадальная «удаленка» обнажила проблемы, хорошо знакомые российским учителям, ученикам и их родителям. Например, не все семьи в благополучной и сытой Германии имеют возможность организовать дома ребенку постоянное рабочее место. Сделать домашнее задание? Не проблема. Два-три часа обеденный стол в твоем распоряжении. Но чтобы провести за ним полноценный учебный день… Извини, брат. Не получается. Самим тесно.

Не у каждого немецкого школьника есть личный компьютер или смартфон. И даже не потому, что у иных родителей нет на это денег. (Хотя и такое не редкость.) Многие папы и мамы справедливо считают, что компьютер ребенку вреден. В итоге школьник отрезан от общения в социальных сетях. Он не может получить задание по электронной почте, выполнить его в режиме онлайн, отправить преподавателю, получить ответ, исправить ошибки…

Да и родители оказались не настолько продвинутыми в современных технологиях, чтобы полноценно помочь страдающему чаду. Согласитесь, до боли знакомо.

В хрестоматийно дисциплинированной Германии до сих пор нет единой схемы дистанционного школьного обучения. По данным немецкого Центра педагогических исследований, к началу пандемии лишь 22 процента учеников имели доступ к цифровой платформе, через которую можно было загружать домашние работы и отправлять их учителям. Причем треть из них добиралась до адресата с приключениями, а добрая часть этой трети все-таки затерялась в космосе Интернета.

Недавно Министерство образования Германии пошло всем навстречу. Учебные заведения стали выдавать студентам и школьникам компьютеры и смартфоны напрокат. В них предусмотрены специальные учебные приложения. Нет ничего лишнего, что могло бы отвлечь от учебной программы. На это федеральное и земельные министерства образования выделили кругленькую сумму в 500 млн евро.

И это еще не все. Очнулась и заработала с утроенной скоростью пять лет дремавшая государственная программа Digitaler Pakt («Цифровой пакт»). Из госбюджета Германии в 2016 году на приобретение ноутбуков и на цифровой ликбез учителей было выделено пять миллиардов евро. Из-за чиновничье-канцелярских проволочек программа буксовала. Техника покупалась, но в школах внедрялась медленно. Учителя не спешили на курсы по ликвидации компьютерной безграмотности до тех пор, пока петух пандемии не клюнул педагогов в мягкое место.

Угроза, а потом и необходимость дистанционного обучения заставили всех – и бюрократов чиновников, и неповоротливых учителей, и консервативно настроенных родителей – срочно повернуться лицом к технологическому прогрессу.

Под колпаком и в маске

В разных федеральных землях Германии свои правила защиты от коронавирусной инфекции. Но маски в обязательном порядке носят все учителя и ученики средних и старших классов. У преподавателей и школьного персонала многослойные маски с усиленным фильтром.

К слову, федеральное правительство Германии со всех сторон критикуют за то, что промышленность выпускает маски только для взрослых. Особенно усердствует набирающая политический вес партия «зеленых». Если заставляете детей и подростков соблюдать масочный режим, будьте добры выпускать маски соответствующих размеров, требуют политики. Взрослые маски неплотно прилегают к лицу ребенка, подвергая его риску инфицироваться.

Правительство Германии в свою очередь кивает на стандарты Всемирной организации здравоохранения. Мол, там все продумали, прежде чем предложили мировому здравоохранению различные модели и размеры масок.

Соблюдать масочный режим и регулярно проходить COVID-тестирование школьники и учителя Германии будут как минимум до весны следующего года.

К вакцинации, к собственному здоровью в Германии относятся очень серьезно. Немцы вообще серьезно относятся ко всему, что носит статус «обязательно к исполнению». Это важная черта их менталитета. Здоровье и работа для немца – самые важные ценности в жизни. Без крепкого здоровья не выстроишь карьеру. Это два предсердия одного немецкого сердца. Знаю не только из СМИ, но и из рассказов собственного сына, магистра Берлинской академии музыки и искусства. За полгода до начала учебы Арсений в Москве сделал обе прививки вакциной «Спутник-V». Европа эту вакцину не признает, ВОЗ «Спутник-V» не зарегистрировала. В Берлинской академии сыну для ревакцинации предложили на выбор четыре вакцины: американо-немецкую Pfizer/BioNTech, американскую Moderna, бельгийскую Janssen/Johnson и англо-шведскую AstraZeneca. Арсений по совету врачей выбрал «Модерну».

Укол сделали тут же, в первый день учебы, в медкабинете академии. Совершенно бесплатно.

Сын мог отказаться от вакцинации. (По сути, от ревакцинации.) Никто его не заставлял. Но всем непривитым очень вежливым тоном объяснили, что невакцинированные студенты подвергают риску окружающих. В том числе преподавателей и друзей-«одноклассников». Кроме того, каждые два дня невакцинированные студенты будут вынуждены сдавать тесты на полимеразную цепную реакцию (ПЦР). (Еще то удовольствие! Экспресс-тест стоит в Берлине 25 евро. Результат из лаборатории ждать четыре-пять часов.)

Излишне говорить, что все иностранные однокурсники Арсения наперегонки побежали в медкабинет.

Тем не менее на лекциях и семинарах все, кроме преподавателя, сидят в масках. В полутора метрах друг от друга. В берлинском метро, в другом общественном транспорте пассажиры, как правило, носят многослойные маски с усиленным фильтром.

Правда, индивидуальные занятия с педагогом у сына-пианиста проходят без масок.

А как с ними в школах других стран? В Японии противовирусные маски обязаны носить все школьники – от малышей до выпускников. Поэтому самым любимым предметом становится… физкультура. Этот урок проходит без надоевших масок. Плюс ко всему японские родители каждый день заполняют специальные анкеты о здоровье ребенка.

Учителя и ученики старше 11 лет школ Франции проводят уроки в масках. И тем и другим пришлось отказаться от традиционных нежностей при встрече. Нельзя обниматься, прикасаться щекой к щеке, обмениваться рукопожатиями. И уж тем более целоваться.

Чихать? Ни в коем случае! Но если приспичило – только в одноразовую салфетку. И марш немедленно мыть руки с мылом!

В Испании носят маски все, кто старше шести лет. Во многих школах принято мыть руки организованно, всем классом. Не менее пяти раз в день. При входе в школу и учителям, и ученикам обязательно измеряют температуру.

В школах Великобритании маски обязательны только во время перемен. Но в коридорах ученики разных классов стараются не встречаться друг с другом.

Каждый школьник Таиланда защищен от соседа прозрачным пластиковым боксом. Но и этого местным инфекционистам показалось недостаточно. Маска обязательна! Под колпаком и в маске. Так-то надежнее.

В Индии уроки проводят и вовсе на воздухе, а не в здании школ. И тоже в масках.

Партнер по обучению

Немецкий Профсоюз работников образования и науки предложил делить аудитории и классы на группы, чтобы студенты и ученики приходили в школу попеременно. Не все, но многие учебные заведения Германии согласились с этой рекомендацией.
Каждые 20 минут классы в школах проветривают. Если на улице холодно, детям на это время выдают теплые пледы.

Многие школы проводили уроки в формате видеоконференций, но вынуждены были от него отказаться. Казалось бы, очевидный плюс видео­урока – эффект присутствия в родном коллективе. Ребенку это важно. Но есть и колоссальный минус – школьник вынужден целый учебный день торчать в Сети. Перебор. Ученикам начальной школы это явно не на пользу. Да и старшеклассники от такого формата не в восторге.

Истина, как ей и положено, посередине. Формат видеоконференций в школах Германии заменили на так называемое lernpartnerschaft – учебное партнерство. У каждого школьника есть своя пара-тройка партнеров по обучению. Как правило, это друзья. Те, с кем ты наиболее близок в классе. Домашние задания, созваниваясь и переписываясь, партнеры делают сообща, помогая друг другу. Не исключено, списывают друг у друга, что в школьном классе вживую было бы невозможно. Списывание в Германии строго наказывается, но… Эти деликатные тонкости решают сами партнеры по обучению.

Нередко учителя разбивают учеников класса на партнерские тройки, намеренно пристегивая слабых к сильным. Равняйся на правофлангового!

Уроки на «удаленке» начинаются в 8 утра. Преподаватель обзванивает учеников. Как правило, не всех, а старшего в группе. Уточняет тему урока, дает задания, интересуется здоровьем каждого. Точнее, так: сначала интересуется здоровьем, а уж потом все остальное.

В 9 утра «звонок на урок». Идет работа в группах. В полдень проверка сделанного. Если необходимо, то проходит общение с преподавателями в цифровом формате.

Идея немецких преподавателей разделять классы на группы понравилась в Скандинавии. В Дании, например, за каждым педагогом закреплено по 10-12 учеников. Маски здесь не носят, но один преподаватель ведет несколько смежных предметов. Что из этого получится в смысле качества знаний, пока неясно. Но здоровье-то дороже. В Дании с заболеваемостью «короной» как раз все более-менее благополучно.

Подождем. Будущее покажет. Опыт подсказывает, что дисциплина всегда побеждает надежду на авось.

Сергей РЫКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте