Правительство Москвы рассмотрело на очередном заседании программу развития Северо-Восточного округа. Сегодня многие школьники не очень интересуются историей родной страны, не задумываются о своей идентичности с общностями «русский народ», «россияне», многие не знают о памятниках защитникам России.
Здания, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других течет ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. Жизнь кафедрального собора – таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве – была яркой, бурной и поистине трагической. Храм был построен в память о героях Отечественной войны 1812 года, 200-летие которой отмечается в 2012 году. Поэтому было решено подготовить к празднованию 200-летия Бородинского сражения исследовательский проект «Храм Христа Спасителя – памятник воинской славы России». Предполагалось, что использование комплекса гуманитарно-художественных и технических дисциплин при презентациях проекта может сформировать причастность школьников к истории родной страны. Используя исследовательские методы, ребята рассмотрели инженерно-технические и художественные особенности храма Христа Спасителя, благодарственного храма защитникам Отечества в войне 1812-1814 гг.В параллелях 8-х классов учитель нашел группу единомышленников для подготовки проекта. Под руководством педагога ребята расширяли свои знания о событиях Отечественной войны 1812 года, привлекая материал по истории, МХК, литературе, техническим дисциплинам, собирали материал по истории существования храма Христа Спасителя, подготовили его макет.Мысль о строительстве храма в Москве родилась в ходе Отечественной войны с Наполеоном и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм – памятник Христу – Спасителю России, призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа. В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечали такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные к дню открытия памятника великому писателю. В стенах собора исполняли музыку П.Чайковского и П.Чеснокова, звучал голос прекрасных русских певцов Ф.Шаляпина и К.Розова. После революции в храме проходил чрезвычайный иерархичный съезд, а затем Всероссийский поместный собор. Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный факт, что памятник такого высокого нравственного значения был разрушен.Первый проект архитектора К.Витберга был одобрен императором Александром I в 1817 году. Его строительство планировали на Воробьевых горах, но оно не было закончено. Автором проекта по результатам второго конкурса стал архитектор К.Тон. Он создал проект пятиглавого храма в русско-византийском стиле, с большой центральной и четырьмя угловыми башенками – колокольнями с 14 колоколами, его строительство недалеко от Московского Кремля продолжалось 44 года (1839-1883 гг.). 5 декабря 1931 года храм был взорван по личному распоряжению Иосифа Сталина. Первоначально на месте взорванного в 1931 году храма планировали построить огромный Дворец Советов со 140-метровым памятником Ленину наверху. Великая Отечественная война помешала осуществить проект. В 1960 году на месте храма открыли огромный бассейн под открытым небом. Более тридцати лет миллионы людей посещали бассейн «Москва», даже не подозревая, что купаются на месте разрушенной святыни. В конце 1980-х годов возникло общественное движение за возрождение храма, в 1994 году Правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Храм архитектора К.Тона возводился на народные пожертвования и был освящен только 10 апреля 1883 г., в дни коронации императора Александра III. Кладка храма начата была в 1839 году, глубина заложения составляла 30-40 м. В котлован закладывали бут со щебнем и битым кирпичом, каждый слой заливали известью и ждали, пока не схватится прочно. Так получился монолит, способный выдержать огромную нагрузку и простоять века. В 1930 году было принято решение о строительстве Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. Так как стены храма не поддавались лому и кувалде, 5 декабря 1931 г. храм был взорван. Впоследствии отрытый котлован использовали для сооружения бассейна «Москва». В 1994 году бассейн закрыли, а в январе 1995 года состоялась торжественная закладка возрождаемого храма. В рекордно сжатые сроки храм Христа Спасителя был восстановлен в первоначальном виде. Фундамент, заложенный когда-то для Дворца Советов, был соответствующим образом модернизирован и использован для строительства нового храма. В плане фундамент представлял собой 2 кольца. С помощью ультразвуковых исследований было установлено, что под ним образовались пустоты, чтобы повысить надежность фундамента, в эти пустоты закачали 3500 кубометров цементной смеси.Следует отметить, что при работе над проектом и подготовке макета храма Христа Спасителя ребята приобрели дополнительные политехнические знания, используемые при строительстве, оформлении и росписи храма. Так как судьба храма жестко связана с историческими событиями, школьники еще раз перелистали и пережили историю своей страны. Это заставило их задуматься о роли в ней гражданина и патриота. Считаем, что подготовленный макет храма украсит школьный музей боевой славы и будет достойным экспонатом, вызывающим гордость воинской славой. Расширились культурологические знания воспитанников, возросла общая эрудиция. Ребята научились более четко работать с исторической информацией – сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем. Они поняли, что исторические явления многогранны, их изучение может заставить задуматься о судьбе страны, о своей роли гражданина и патриота.Считаем, что мы внесли положительный вклад в обогащение и эстетическое наполнение образовательной среды нашей школы, апробировали методы создания исторической экскурсии по памятникам. Надеемся, что наша работа поможет усилить роль военно-патриотического воспитания в системе школьного образования.Галина ЕВСЕЕВА, учитель физики ЦО №1682;Марина НЕДУМОВА, педагог-организатор инновационной деятельности ЦО №1486
Комментарии