В дореволюционное время каждый губернский город Российской империи мог похвастаться памятниками венценосным особам. В бронзе и мраморе были увековечены практически все самодержцы, которые оставили значительный след в отечественной истории. Не повезло, пожалуй, только Ивану Грозному. Его скульптура отсутствует даже на знаменитом монументе «Тысячелетие России» в Новгороде. Ничего не поделаешь, кровавым тиранам нет места на постаментах.
Император, даровавший крестьянам свободу
Большой популярностью в народе пользовался император Александр II Освободитель. Благодаря его монаршей воле наша страна избавилась от такого тяжкого наследия прошлого, как крепостное право. 19 февраля 1861 года им был подписан Манифест об отмене крепостного права. Крепостные крестьяне получили личную свободу и перешли в разряд сельских обывателей. Это событие определило дальнейший вектор развития России на многие десятилетия.
Крестьянская реформа была только началом масштабных преобразований. Затем будут проведены реформы образования, земская, судебная, городская, военная и иные либеральные преобразования 60-70‑х годов ХIХ века. И, может быть, все закончилось бы дарованием подданным Российской империи Конституции, но бомба народовольцев 1 марта 1881 года оборвала жизнь царя-реформатора.
После трагической смерти Александра II во многих городах земства принимают решения об увековечении памяти императора. Органы местного самоуправления создают комитеты по сбору пожертвований и объявляют конкурсы на проекты памятников. Простые люди охотно давали деньги на возведение монументов, которые как грибы после дождя появлялись в разных российских городах.
Памятник царю-освободителю в Саратове
В 1896 году в Саратове тоже задумались о сооружении памятника государю Александру II. Городская дума приняла соответствующее постановление, и начался сбор средств. В течение двух лет жители губернии пожертвовали на памятник 35 тысяч рублей. Недостающие деньги были выделены городским земством. На состоявшемся в 1901 году конкурсе премий были удостоены скульптурные композиции двух мастеров: Николая Волконского и Владимира Перельмана. Только вот после вмешательства строительного комитета было принято решение возводить памятник по проектам Матвея Чижова и Сергея Волнухина.
Торжественная закладка памятника состоялась 30 мая 1907 года. На церемонии присутствовали руководители Саратова и многочисленные горожане. Через 4 года монумент был установлен и открыт к 50‑летнему юбилею отмены крепостного права.
Скульптурная композиция была впечатляющей. На четырехгранном постаменте находилась бронзовая фигура императора, а у подножия пирамиды располагались фигуры, символизирующие знаковые события эпохи великого реформатора.
Освобождение Болгарии от Османского ига олицетворяла фигура коленопреклоненной женщины с девочкой. Судебную реформу символизировала богиня Фемида. Крестящийся крестьянин напоминал о главном событии эпохи Александра II – освобождении крестьян. И, наконец, учительница, которая вместе со своей ученицей склонились над книгой, напоминали о важных преобразованиях в сфере народного просвещения.
Крушение памятника
В феврале 1917 года революционные вихри охватили всю страну. 2 марта император Николай II отрекся от престола и власть перешла в руки Временного правительства. По всей России начали крушить символы царской власти, но памятники пока не трогали. Массовый снос монументов начался после захвата власти большевиками. Все, что напоминало пламенным борцам за свободу ненавистный царский режим, подлежало уничтожению. Не избежал этой участи и памятник Александру II в Саратове.
В сентябре 1918 года исполком Саратовского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов принял решение убрать бронзовую скульптуру императора с главной площади города. За работу взялись рьяно, и за два дня фигура царя была сброшена на землю. Посмотреть на крушение городской достопримечательности собралось много любопытствующих граждан.
Фигурные композиции, окружавшие памятник государю, были также демонтированы с Ново-Соборной площади. Гранитный постамент оставили. До 1935 года на нем возвышался бюст Чернышевского, которого большевики считали великим деятелем революционного движения XIX века.
Учительница первая моя
И все же одна из скульптурных групп, окружавших монумент императору Александру II, сохранилась до наших дней. Это бронзовые фигуры учительницы и девочки, внимательно вглядывающиеся в раскрытую азбуку. Композиция была выполнена скульптором Сергеем Волнухиным, автором памятника первопечатнику Ивану Федорову в Москве. Ее чудом не отправили на переплавку. Судьба распорядилась таким образом, что скульптура пролежала в забвении на заднем дворе завода «Серп и Молот» и была обнаружена только по окончании Великой Отечественной войны. После военного лихолетья о царе никто и не вспоминал, а скульптурное изображение педагога ассоциировалось исключительно со школой. Среди саратовцев памятник получил название «Первая учительница». Его несколько раз переносили с места на место. В 1996 году по поручению губернатора Саратовской области скульптура была установлена недалеко от здания Министерства просвещения. Сегодня она украшает уютный сквер на пересечении Московской и Соляной улиц.
Судьба памятников, как и судьба людей, разная. Какие-то украшают свои постаменты столетиями, другие уходят в небытие. Монумент Александру II простоял всего семь лет и сгинул в бурных революционных событиях XX века. А вот у одного из его скульптурных элементов более счастливая судьба. Композиция, состоящая из учительницы и ученицы, получила статус самостоятельного памятника. Сегодня он напоминает нам о нелегком труде педагогов и считается первой скульптурой в России, посвященной людям одной из самых гуманных профессий.
Григорий ФОМЕНКОВ, Саратовская область
Комментарии