В жизни каждого человека в отдельности и человечества в целом немало несправедливостей. Смерть, несмотря на свою неотвратимость, одна из самых фундаментальных. Так случилось, что в самом начале года, объявленного Годом истории, ушел из жизни человек, так много сделавший для пробуждения интереса к прошлому, рождения стремления к истине, познанию истории.
Совсем недавно мы отмечали 60-летний юбилей Сергея Ивановича Козленко, профессора, заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, директора Центра исторического образования, заслуженного учителя школы РФ, и казалось, столько еще впереди!..С большим трудом выговариваю слово «был». Практически все учителя истории и обществознания Москвы – от умудренных опытом до начинающих – знали Сергея Ивановича: большинство – лично, а некоторые – по отзывам. О нем говорили не просто с уважением – с восхищением и благодарностью. Для всех нас независимо от возраста и стажа педагогической работы он был Другом и Наставником. В Сергее Ивановиче счастливо соединились мощный интеллект, поражающий своей разносторонностью и глубиной проникновения в суть событий и явлений, умеющий не только отразить общественные запросы и потребности настоящего, но и проникнуть в будущее. У Козленко был неповторимый талант методиста, поднявшегося до высот науки. Сергей Иванович автор более двухсот книг и статей по проблемам истории, обществознания и права, среди которых были как популярные школьные учебники, так и востребованные учителями разработки первых уроков, которые предстояло дать в начале учебного года. Он обладал непревзойденным мастерством полемиста и особым даром лектора, умеющего дополнить логику изложения не только яркостью образов, но и мягким ненавязчивым юмором, моментально снимающим усталость. Мало найдется регионов России, где бы ему не рукоплескали зачастую задавленные тяжелым грузом обыденных тягот и забот восторженные слушатели. У Козленко была кипучая энергия, сопровождавшая его неутомимую титаническую деятельность по созданию и работе в Москве Центра исторического образования, проведению многочисленных олимпиад и конкурсов, в которых впервые достигали победных вершин многие способные юноши и девушки. Не только московские, но и всероссийские олимпиады по истории и обществознанию трудно представить без Сергея Ивановича (именно он вместе с так рано ушедшим из жизни Максимом Брандтом стал организатором самых первых всероссийских олимпиад юных историков и обществоведов). Вся его большая фигура с искренней, располагающей улыбкой излучала теплоту, вызывала расположение и доверие, создавала ощущение надежности, уверенности в успехе и по крайней мере в абсолютной объективности (даже на тягостной процедуре апелляции по результатам ЕГЭ).Сергей Иванович был прекрасным, к сожалению, редким по нынешним временам руководителем, уважаемым не только за высокий профессионализм, но и за простые человеческие качества – честность, принципиальность, способность к сопереживанию, которых так порой не хватает! Он был человеком широкой души: любил жизнь, умел ей радоваться и, заражая окружающих своим искрометным юмором, помогал увидеть яркие и светлые ее стороны. Все знали Сергея Ивановича как чрезвычайно отзывчивого человека. Несмотря на свою огромную занятость, он никогда не отказывал в помощи тем, кто к нему обращался.Козленко был не только необыкновенным интеллектуалом, но и подлинным интеллигентом – вежливым, деликатным, с обостренным чувством справедливости. Он умел держать удар, не делал всеобщим достоянием то, что у него на душе, но тяжело переживал, когда сталкивался с халатностью, необязательностью, формализмом, чиновничьей глупостью.Когда-то, 37 с лишним лет назад, пришел в школу молодой учитель Сергей Козленко, один из главных вдохновителей и режиссеров наших блестящих студенческих капустников. Он сумел быстро завоевать любовь и доверие ребят, которые редко ошибаются во взрослых людях. Преданность школе, детям Сергей Иванович сохранил навсегда – даже в последние годы, несмотря на грандиозный объем своей деятельности и неважное состояние здоровья, он руководил межшкольным историческим факультативом, объединившим ребят увлеченных и неординарных. В отличие от большинства кабинетных начальников он чувствовал пульс ритма современной школы и хорошо знал ее проблемы. Как-то, слушая его яркое и глубокое выступление в Совете Федерации в присутствии третьего по своему рангу государственного деятеля России, я подумал: как же все-таки плохо, что образовательную (да и не только образовательную!) политику в нашей стране не определяют люди такого масштаба, преданности делу и бескорыстия, как Сергей Иванович Козленко.Товарищ Сталин, как известно, неоднократно говорил о том, что незаменимых людей нет (себя, надо полагать, он не имел в виду). К сожалению, но одновременно и к счастью, это не так. Утрата, которую понесло московское учительство, поистине невосполнима. Оно не просто стало на голову ниже… Но это заставляет нас задуматься не только об уникальности человеческой жизни вообще, но особом предназначении и некой сверхмиссии нашей профессии…Еще древние греки, создавшие первую в мире систему гуманистических ценностей, считали: человек жив, покуда хранится память о нем. Ныне нередко утверждают, что, сколько бы слов признательности ни произносили в дни прощания даже с выдающимся человеком, его забывают довольно быстро. Я верю, однако, что все, кому выпало счастье знать Сергея Ивановича, не забудут о нем, а жизнь его продолжится делами тех, кому он ее посвятил. И может быть, кто-то из тех учителей, кто, испытывая огромные трудности, находится перед выбором, не покинуть ли ему школу, не уйдет из профессии, потому что он встретил на своем жизненном пути такого человека, как Сергей Иванович Козленко!Григорий ПЛОТКИН, учитель истории и обществознания школы №888, заслуженный учитель школы РФ
Комментарии