Неподражаемого и великого Армена Джигарханяна не стало 14 ноября. Актер, режиссер, педагог скончался на восемьдесят шестом году жизни от остановки работы почек. В его фильмографии более двухсот картин, но главное – даже не их количество, а качество. Образы, которые воплотил Джигарханян на экране, незабываемы. Он мог быть и эмоциональным, и печальным, дерзким и даже коварным, но внутренне даже его многочисленные отрицательные персонажи вызывали таинственную симпатию. В сегодняшнем номере мы расскажем о самых выдающихся ролях артиста.
«Здравствуй, это я!» (1965)
Пронзительная драма о памяти, любви и смысле жизни. Армен Джигарханян играет роль физика Артема Манвеляна. Человека, перенесшего утрату любимой девушки, погибшей на фронте, но так и не сумевшего ее забыть. Невероятно трогательны эпизоды, когда вместе с возлюбленной Люсей (Наталья Фатеева) Артем кружится на фоне падающих листьев, а вскоре она говорит ему: «Мы нарушаем «Домострой». Муж должен быть старше жены, а мы ровесники». На что герой отвечает: «А я отпущу бороду». Черно-белый фильм пропитан интонацией эпохи уходящей «оттепели», размышлениями о личном и общественном, а главное – передает искренние чувства людей, пытающихся обрести себя в послевоенной жизни. Два друга – Артем и Олег (Ролан Быков) – две разные и в чем-то похожие судьбы. Характерна сцена, когда Олег приглашает Артема в свою квартиру, которую активно обустраивает для жены и детей. Рассказывает другу о дизайне квартиры, и внезапно они крепко обнимаются, потому что пережитое важнее любых материальных вещей. Герой Джигарханяна тащит на себе груз прошлого. Его отношения с Таней (Маргарита Терехова) противоречивы. Однако именно она напоминает ему о былой, утраченной любви, воскрешает трагические воспоминания. Джигарханяну великолепно удается продемонстрировать весь спектр эмоций, даже не прибегая к словам. Антитеза яркой, освобождающейся жизни конца 1950‑х начала 1960‑х и тяжелого военного времени в фильме трансформируется в идею переосмысления прошлого, от которого не уйти. Иначе как забыть любимую, друга, собственную молодость? Именно поэтому повествование ведется от имени повзрослевшего Артема, рефлексирующего над собственными поступками. Величественные виды Армении придают картине еще более философский подтекст, символизируя бренность бытия перед лицом этих гор, камней и неба.
«Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975)
В эксцентричной комедии режиссера Виктора Титова по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тетка Чарлея» «Здравствуйте, я ваша тетя!» Армен Джигарханян исполнил роль судьи Кригса. Его герой отчаянно пытается заполучить донну Розу д’Альвадорес, а точнее, ее миллионы, даже не подозревая, что под видом состоятельной тетушки, приехавшей из Бразилии, «где много диких обезьян», скрывается безработный чудак Бабс Баберлей (Александр Калягин). В общем, смеяться можно на протяжении всей картины, а особенно в сценах с Джигарханяном и Калягиным, называющих друг друга «мой Кригсик» и «мой пупсик». Впрочем, Кригс не единственный претендент на руку донны Розы. Конкуренцию ему составляет полковник Френсис Чесней (Михаил Козаков) – «солдат, не знающий слов любви». Восхитительна сцена, когда они кидаются тортом, и поразительно в ней то, как Джигарханяну удается не сделать этот фарс пошлым, а по-настоящему влюбить зрителя в своего персонажа. Да, Кригс туповат, корыстен и самодурен, но в нем все же есть неиссякаемое обаяние. Оно и в элегантном полосатом костюме, и в густых усах, и в той чувственности, с которой судья добивается мнимой донны Розы, на которой, оказывается, «мечтал жениться с самого детства». Джигарханян показывает, как человек, обладающий властью и принадлежащий к высшим слоям общества, одержим жаждой наживы, а если учесть, что человек этот – блюститель закона, который должен быть примером для окружающих, то дело совсем плохо. Однако «Здравствуйте, я ваша тетя!» если и содержит социальный посыл, то в тесной связи с посылом лирическим, заключенным в том, что любовь не раба «достатка и успеха». Это воплощено в великолепной песне на музыку Владислава Казенина, стихи Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака «Любовь и бедность», которую исполняет Александр Калягин.
«Собака на сене» (1977)
Еще одна знаменитая роль Армена Джигарханяна в музыкальном телефильме Яна Фрида по одноименной пьесе Лопе де Веги «Собака на сене». Артист исполнил роль хитроумного Тристана – верного слуги главного героя Теодоро (Михаил Боярский). Именно Тристан помогает Теодоро превратиться из обычного секретаря графини Дианы (Маргарита Терехова) в знатного вельможу. Перевоплощается и сам персонаж Джигарханяна. Он невероятно многогранен и находчив. Однако более всего его выделяют безудержная веселость и легкость в отношении к жизни. Прекрасен эпизод, в котором Тристан поет песню о женщинах на музыку Геннадия Гладкова и слова Михаила Донского. Песня Тристана становится символом переменчивости любви, к которой склонен Теодоро: то ему мила горничная графини Марсела (Елена Проклова), а то и сама графиня. Тристан к таким метаниям не склонен. Он человек дела и авантюры. Сам его образ напоминает мавра-пирата с огромным кольцом в ухе. Герой блистательно дополняет его в одном случае наглазной повязкой, изображая бывалого разбойника, а в другом – увесистой бородой и восточным облачением, представая в образе заезжего купца, прибывшего из Стамбула. Чего не сделаешь ради своего господина. Впрочем, при всей смене декораций неизменным остается бархатный, с хрипотцой, удивительно обаятельный голос Джигарханяна, который невозможно ни с чьим перепутать.
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Для миллионов зрителей, пожалуй, самой запоминающейся ролью Армена Джигарханяна стал главарь банды «Черная кошка» Карл по кличке Горбатый из культового фильма «Место встречи изменить нельзя». Интересно, что режиссер Станислав Говорухин и авторы сценария братья Вайнеры, чей роман «Эра милосердия» и был положен в основу картины, пробовали на роль главного злодея Ролана Быкова. Тот, к счастью, тактично отказался. Трудно представить в этом образе кого-нибудь, кроме Джигарханяна. Он удивительно вжился в своего отвратительного персонажа, а неспешной речью, легкой, но выразительной мимикой, тяжелым и одновременно магическим взглядом заставил если не сочувствовать Горбатому, то уж точно воскликнуть: «Верю!»
Это притом что артисту пришлось справляться с гримом в виде парика, который, по воспоминаниям Джигарханяна, все время съезжал, а вот с горбом из ваты проблем вышло значительно меньше. Горбатый – классический тип пахана, человека, подчиняющего себе окружающих, которые в один миг превращаются в верных псов, готовых пресмыкаться перед своим хозяином. Герой Джигарханяна вышел не карикатурным, и блатной жаргон из его уст звучит вполне органично. А его обращение «мил человек» навсегда запомнилось, как и другие выражения, вроде «дурилка картонная, обмануть хотел» или «ты поучи жену щи варить. Я еще ничего не решил». В одном из интервью артист заметил, что если присмотреться к его персонажу, то при всей его жестокости в глазах читается невероятная боль. Невероятная боль от ухода Армена Джигарханяна осталась и в сердцах всех тех, кто ценил и восхищался талантом великого артиста, который навсегда остался в памяти в своих блистательных ролях.
«Ширли-мырли» (1995)
Гений Армена Джигарханяна не померк и в 1990‑е годы. В эксцентричной комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» актер исполнил роль мафиози, «крестного отца» Козюльского, отчаянно пытающегося добыть алмаз, который буквально из-под носа похитил у него аферист Кроликов (Валерий Гаркалин). Эпизоды с Джигарханяном в этом богатом на знаковые имена фильме, пожалуй, одни из самых смешных. Сегодня шутки над новыми русскими, малиновыми пиджаками и прочими атрибутами лихих 90‑х стали общим местом и набившей оскомину банальностью. В «Ширли-мырли» все несколько иначе. 1990‑е здесь если и лихие, то в хорошем смысле, а общий фарс и абсурд времени поданы живо и с любовью, так что невольно проникаешься симпатией к самому свободному десятилетию в истории России. Джигарханян, а точнее блистательно воплощенный им герой, тут как нельзя кстати. Его юмор, тонкость, ироничность и безупречное попадание в образ поражают. Сцена, когда мафиози в шикарном костюме и темных очках пытается продать алмаз состоятельному покупателю из США (Ролан Быков), восхитительна. В ней прекрасно все: и железный чемоданчик, в котором хранится алмаз, с надписью «Спаситель России», и диалог через переводчика, и немереное количество долларовых купюр в сейфе, но главное, конечно, эмоции Козюльского, после того как выясняется, что алмаз подменен, а американский олигарх говорит по-русски. Это обстоятельство настолько поражает его, что он начинает «клясться мамой», что держал настоящий алмаз в руках и даже мылся с ним в бане. Не менее изумительная сцена, когда Козюльский и его сподручные преследуют Кроликова и сталкиваются с ним в лифте, в котором не могут все поместиться. Кстати, внешний образ Джигарханяна в этой картине практически скопирован в фильме «Джокер» с Хоакином Фениксом. Некоторых отечественных зрителей это даже возмутило, но, по-моему, стоит радоваться, что Голливуд обращается (если и вправду обращается) к российскому кино.
Комментарии