Участники: ученики 8-го «Б» класса, классный руководитель, родители, гости – члены школьного историко-краеведческого кружка «Истоки», ученики 11-го класса. Цели: 1. Способствовать формированию у школьников чувства любви к Родине, патриотизма, чувства долга, готовности защищать свое Отечество.2. Содействовать формированию у ребят гражданской ответственности.3. Способствовать развитию интереса к истории своей страны, формированию интереса к исследовательской работе краеведческой направленности. Оформление: на доске написана тема классного часа: «Память сердца»; стенд, посвященный Александру Ляпкину, презентация, отрывок из видеофильма о 6-й роте, песня в исполнении А.Маршала «Рота уходит в небо».Оборудование: компьютер, проектор.
Ход классного часа1. Организационный моментУчитель сообщает тему классного часа.2. Основная частьУчитель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?Предположения учеников.Учитель: Вы все правы. Сердце хранит память о героях, что погибли, защищая нашу Родину. Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Российским людям свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Ученик читает отрывок из стихотворения М.С.Пляцковского «Родина».Учитель: Эта любовь проявляется в готовности защищать свое Отечество. 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Предполагалось, что наступит счастливая мирная жизнь. Ветераны Великой Отечественной войны мечтали, что их дети не познают ужасов войны. Однако и на долю их внуков хватило военного лиха. В 1991 году распался Советский Союз. Тогда же возникла реальная угроза распада уже России. Особенно настойчиво заявляли о своем выходе из Российской Федерации руководители боевиков из Чеченской Республики. Им помогали международные террористы. Россия не могла допустить распада своего государства и вынуждена была отстаивать свое право на единство. Эта война полна примерами подвигов и героизма наших современников. В веках запомнится подвиг воинов из 6-й роты парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии. 29 февраля – 1 марта 2000 года на выходе из Аргунского ущелья в Чеченской Республике состоялся страшный бой. Роте было приказано выдвинуться и занять господствующие высоты. Девяносто псковских десантников приняли неравный бой почти с двухтысячной бандой боевиков. Поддержки авиации не было, так как закрыли «воздушный коридор», но это не сломило дух гвардейцев. Они отражали атаки боевиков, которые накатывались волнами. В рядах десантников были чеченцы, русские, эстонцы, латыши, арабы, украинцы, евреи – люди различных национальностей и вероисповеданий. Девиз десантников: «Никто, кроме нас!». Бойцы твердо усвоили заповедь десантного братства: ни шагу назад! 84 гвардейца пали в бою, но не отступили ни на шаг. Бой проходил неподалеку от селения Улус-Керт. Демонстрируются слайды №№1-3 презентации. На их фоне ученик читает отрывок из стихотворения В.Гумарова «У селенья Улус-Керт».Демонстрируется отрывок из видеофильма о 6-й роте, в одном из эпизодов которого звучит песня в исполнении А.Маршала «Рота уходит в небо».Учитель: За мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований, указом Президента РФ 22 десантника были представлены к званию Героя России (из них 21 – посмертно), 69 солдат и офицеров 6-й роты награждены орденами Мужества (63 из них – посмертно). В Пскове установлены два монумента, посвященные подвигу 6-й роты. Именами десантников названы улицы и площади областного центра. Подвиг псковских гвардейцев высоко оценен и руководством страны. Не случайно именно в год 10-летия подвига 6-й роты указом президента Пскову присвоено почетное звание «Город воинской славы». Подвиг десантников 6-й роты запечатлен в художественных фильмах «Честь имею», «Грозовые ворота» и в мюзикле «Воины духа». 1 марта – День памяти погибших воинов-десантников.Но даже такими почестями невозможно вернуть родителям их погибших сыновей. Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. А они все погибли молодыми. Они были старше вас, ребята, на 6-7 лет. Как вы думаете, они правильно поступили?Ученики высказывают свои мнения.Учитель: Я позволю себе зачитать несколько строк: Сына привезли домойВ цинковом гробу.Только как такое гореОдолеть смогу…Это стихотворение написала кстовчанка, мама нашего выпускника Александра Ляпкина, погибшего в Чеченской Республике.Вы что-нибудь знаете об Александре Ляпкине? Ученики: Я видел на стене нашей школы мемориальную доску, посвященную ему. Я видел на втором этаже стенд.Учитель: Я думаю, что более подробно о А.Ляпкине вам расскажут участники школьного историко-краеведческого кружка «Истоки», ученики 11-го класса.Кружковцы рассказывают ребятам об Александре Ляпкине и о том, какую исследовательскую работу они провели в рамках занятий в кружке.Демонстрируются слайды №№4-14 презентации.Кружковец: Мы посетили семью Александра и познакомились с его мамой Людмилой Николаевной. Александр Ляпкин родился 13 апреля 1981 года в городе Кстове. Это был единственный ребенок в семье. Посещение семьи Ляпкиных произвело на ребят сильное впечатление. Людмила Николаевна очень сердечно отнеслась к нам. В квартире был устроен настоящий алтарь, посвященный Саше. С разрешения мамы мы ознакомились с письмами. Их было немного. Он рассказывал о друзьях, о службе, шутил. Видно было, что это добрый и отзывчивый человек, который любил свою семью, уважал родителей.После окончания школы Александр Ляпкин поступил в Нижегородскую водную академию. 27 ноября 1999 года он был призван на военную службу, не использовав отсрочки от призыва. Он думал, что потом сумеет продолжить образование. 30 ноября 1999 года он прибыл в войсковую часть 93203 и приказом №239 зачислен на должность плотника. А согласно приказу №210 от 23 октября 2000 года исключен из списка личного состава в связи с убытием в войсковую часть 66431 города Владикавказа. На солдатских фотографиях – тот же веселый Саша, которого не страшили тяготы армейской жизни. 24 декабря 2000 года при выполнении боевого задания БТР, на котором взвод стрелка 9-й мотострелковой роты Ляпкина выехал на боевое задание, был подорван боевиками. Раненый Александр прикрывал отход своих товарищей. Врачи госпиталя боролись за жизнь Саши, но сделать ничего не смогли. 31 декабря 2000 года от полученных ранений Александр скончался.29 сентября 2001 года посмертно Александр был награжден орденом Мужества.Ребята организовали пеший поход к могиле Александра, которая находится на кладбище старого Кстова. Прибрались на ней.Теперь, когда ознакомились с биографией Ляпкина, мы решили установить мемориальную доску на здании лицея №7. Для этого нам понадобилось собрать документы.Демонстрируется слайд №15 презентации.Кружковец: Мы решили написать письмо с просьбой о разрешении установить мемориальную доску. Встретились с руководителями Кстовской районной организации Российского союза ветеранов Афганистана. Они не только поддержали нашу инициативу, но и оказали содействие.Затем мы пришли в военкомат. Там нас встретили хорошо и дали копии всех имеющихся у них документов.В ходе работы над проектом мы познакомились со многими людьми, в том числе и с Анатолием Петровичем Захаренковым. Принял нас Анатолий Петрович душевно, обещал во всем помочь. Он помог с эскизом доски, когда ребятам не удалось его сделать. Эскиз доски сделал В.И.Безводнинский – тоже выпускник нашей школы.Решение Земского собрания об установлении мемориальной доски было принято 12 июля 2008 года.Демонстрируется слайд №16 презентации.Кружковец: Результатом нашего проекта стало установление мемориальной доски.Демонстрируется слайд №17 презентации.Кружковец: На митинге присутствовали представители кстовской администрации, Земского собрания, депутаты, военный комиссар, ученики 8-11-х классов и преподаватели нашей школы.Курсанты высшего военного строительного училища прошли торжественным маршем.На митинге также выступил ансамбль «Каскад».Настоятель храма в честь иконы Казанской Божьей Матери отец Александр отслужил панихиду по Александру.От имени кружковцев на митинге выступил Роман Умяров.Демонстрируются слайды №№18, 19 презентации.Кружковец: На втором этаже лицея установлен стенд «…Пусть помнят те, которых я не знал…», над которым мы работали с сентября по ноябрь 2008 года. Учитель: Подвиг 6-й роты известен не только в России, но и за рубежом. А о Саше Ляпкине знают немногие. Родственники, друзья, одноклассники, школа… И теперь вы, ребята, узнали о Саше Ляпкине. Чем можно измерить величие подвига? Является ли гибель нашего выпускника Ляпкина менее значимой, чем гибель десантников 6-й роты?Ответы учеников.Кружковцы: Наш кружок планирует организовать сетевой проект, который мы также хотим назвать «Память сердца» и посвятить эту работу всем воинам-интернационалистам. Те, кто желает принять участие в этой работе, приходите на заседание кружка.Учитель: Наш классный час я хотела бы завершить словами владыки Евсевия, которые он произнес в Свято-Троицком соборе Пскова на панихиде, посвященной десятилетию подвига десантников 6-й роты: «Боль и скорбь не покидают нас и сегодня, но вместе с этим мы верим, что их подвиг, мужество, героизм живут в каждом из нас. Их светлая память жива. Молитвенно почитая память наших воинов-героев, павших в неравном бою, мы выражаем им нашу глубокую, сердечную благодарность и приносим земной поклон как защитникам нашей жизни, отдавшим свои жизни за целостность нашей Родины, за единство и сплоченность народов России. Вечная им память, вечная слава и вечная им радость от Бога!»Прим. ред. Полностью сценарий классного часа, а также презентация к нему опубликованы на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».
Комментарии