В последнее время, как никогда, актуальна память о борьбе с фашизмом. Память поколений уходит вместе с людьми. Уже почти не осталось участников Великой Отечественной войны, современная молодежь – правнуки героев тех далеких дней. Теперь, как правило, уже некому рассказать и передать героику тех незабываемых дней, которые выпали на долю фронтовиков.
Что же нужно сделать, чтобы историческая память народа не изгладилась с течением времени? В решении этой непростой задачи помогают школьные военно-исторические музеи. Школьный музей – это уникальный инструмент, соединяющий в себе образование, историю и культуру. Он дает возможность для реализации деятельного подхода в образовательной среде, повышения уровня культурных и образовательных возможностей учащихся через интерактивный подход, способствует формированию гражданственности и патриотизма.
Интерактивный подход позволяет учащимся пройти через опыт исторического прошлого и сформировать представление о событиях давно минувших дней самостоятельно. Ключевым элементом работы школьного музея является системный и всесторонний подход к привлечению учащихся всех возрастов.
В нашей школе силами музейного актива проводятся экскурсии для учащихся начальной и средней школы. Важным элементом становится преемственность между ступенями школы, когда учащиеся старшей школы проводят экскурсии или театрализованные постановки для учащихся младшей и средней школы, используя свой личный опыт, полученный на предыдущей ступени образования. Это содействует формированию школьного коллектива – старшие опекают младших, младшие равняются на старших.
Ежегодно силами актива музея и его руководителя проводятся мероприятия, посвященные битве за Москву, снятию блокады Ленинграда, победоносному завершению Великой Отечественной войны. Частые гости нашей школы – ветераны Вооруженных сил, участники локальных конфликтов, люди, которые защищали интересы нашей страны на разных этапах. Такие встречи вызывают неподдельный интерес. В зале происходит живое общение, школьники погружаются в прошлое своей страны, можно напрямую задать любой вопрос, узнать мнение о тех или иных событиях. Это формирует связь между поколениями, учит уважению старших, пониманию, взаимодействию. Это, на наш взгляд, и есть традиционные ценности нашего общества и государства, о которых часто напоминает Президент России.
Геннадий ИВАНОВ, учитель истории школы №1371 «Крылатское», кандидат исторических наук
Комментарии