Современное начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Главной задачей школы в настоящее время является обучение учащихся умению добывать знания и самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни.
На смену прежним средствам обучения приходят групповые, коллективные, ролевые формы и методы обучения. Одним из ведущих методов такой работы является метод проектов.В настоящее время метод проектов рассматривается как система обучения, при которой ученики получают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения практических задач.Проектная деятельность всегда предполагает самостоятельную деятельность учащихся в определенный отрезок времени, решение какой-либо поставленной проблемы. Совместная работа над проектом развивает творческий потенциал ребят.В командной работе проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:1. В команде все члены равны, каждый может стать лидером и одновременно каждый умеет подчиняться мнению большинства.2. Каждый вносит посильный вклад в разработку проекта.3. Ответственность за полученный результат несут все члены команды.По истечении нескольких лет работы правильность этой точки зрения подтверждена тем, что практически все ученики вовлечены в проектную деятельность в урочное и внеурочное время. Так, в рамках программы «Проектная лаборатория» мы создаем и реализуем проекты различной направленности – экологической, патриотической, научно-технической и декоративно-прикладной, исторической.Экологическое направление проектной деятельности помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней, а также способствует экологическому образованию и имеет для этого большие возможности.Созданные проектные работы – «Люберецкие поля: мы здесь живем», «Экономия электрической энергии в быту», «Как яблонька выросла в нашем саду», «О пользе комнатных растений», «Птичья столовая» – научили учащихся бережнее относиться к окружающей среде, беречь энергоресурсы, обращать внимание учащихся и жителей на экологические проблемы района.Научно-техническое и декоративно-прикладное направления способствуют развитию творческого начала, гибкости мышления, инициативности, помогают изучению народных промыслов через приобщение к былинам и сказкам народов России. На примере создания проекта «И оживает сказка…» учащиеся узнали особенности быта и культуры народов Урала.Патриотическое направление воспитывает у учащихся гражданственность и патриотизм, способствует духовно-нравственному развитию на примере подвига народа, формированию навыков конструктивного мышления. Выбранные темы исследовательских работ «Маршал К.К.Рокоссовский», «Памятник маршалу Г.К.Жукову», проект «Операция «Кольцо» к 75‑летию Сталинградской битвы позволили учащимся больше узнать о героях Великой Отечественной войны.Проекты исторического направления способствуют изучению исторического и культурного наследия своего народа и семьи. По результатам проектов «Моя семья – моя гордость», «Память поколений», «След войны в истории моей семьи» учащиеся глубже узнали свою родословную, выяснили роль родственников в истории страны.
Таким образом, эффективность использования метода проектов основана на развитии умения осваивать, изучать окружающий мир, собирать и анализировать необходимый материал, применять полученные результаты.
Ольга ПОЛУХИНА, учитель начальных классов школы №2051, Наталья ПЕРЕТРУХИНА, учитель начальных классов школы №2051, Москва
Комментарии