Сегодня на одного поднятого военными археологами именного бойца Великой Отечественной войны приходится больше десятка безымянных. Однако сегодня многие поисковики, исследователи, краеведы, в том числе и дети, работают над тем, чтобы неизвестных солдат было как можно меньше.
– Почему мы вспоминаем о наших фронтовиках только 9 Мая, когда достаем фотографии и участвуем в акции «Бессмертный полк»? – задает резонный вопрос учитель истории Кейзесской средней школы Сергей Плехов. – Неужели участники Великой Отечественной войны не заслужили того, чтобы мы постоянно о них помнили и видели их фотографии? Вот так и возникла у меня и ребят, посещающих кружок «Кейзесский краевед», и бойцов поискового отряда «Наследники Великой Победы» потребность в таком проекте. Мы хотим собрать все имеющиеся фотографии по Кейзесскому сельскому поселению и оформить постоянно действующие тематические стенды в зале боевой славы нашей школы.Сергей Плехов – руководитель школьного краеведческого музея и поискового отряда «Наследники Великой Победы». Зарядился на поиск после первой презентации книги «А вслед нам токовали глухари», которую седельниковцы делают всем миром, чтобы увековечить своих земляков-героев. Как он сказал: «А ведь в этой книге могли быть и мои деды». В общей сложности подготовил к изданию 19 очерков о фронтовиках Седельниковского района. Добился увековечения троих наших погибших земляков на различных воинских мемориалах страны, где не было их фамилий.Сегодня он реализует несколько масштабных проектов не только поселенческого, но и районного уровня. В частности, «Бессмертный полк», «Земля городов-героев и городов воинской славы». По последнему с августа по ноябрь 2016 года собрано уже 12 образцов.Ученический проект «Бессмертный полк Кейзесского сельского поселения», кстати, реализуют не только школьники, но и взрослые. Причем в последней когорте не только учителя, но и неравнодушные жители Кейзеса и Лебединки. Конечно, то, что сегодня делают воспитанники Сергея Александровича, – это лишь финальный аккорд. Чтобы создать такую экспозицию, местные краеведы четыре года занимались поисковой работой, искали фотографии, метрические данные. В течение двух последних лет на центральной усадьбе поселения в День Победы они выставляли портреты, и жители села и гости Кейзеса выверяли в них все неточности, приносили новые снимки. Кейзесский Бессмертный полк – самый большой в Седельниковском районе. На сегодняшний день в нем 282 фотографии. А эпиграфом к новой экспозиции юные кейзесские краеведы сделали стихотворение кукарской поэтессы Марии Сусловой «Бессмертный полк», опубликованное во втором томе сборника «А вслед нам токовали глухари».Вывести из безвестности тех, кто не был на слуху в каждый День Победы, – одно дело, сделать память о них доступной ежедневно – совершенно другое. Для того чтобы это стало реальностью, пришлось поработать десяткам людей. Сергей Александрович назвал тех, кто ему помогал:- Поисковую работу кроме меня взвалил на свои плечи Виталий Коробков, технические вопросы «закрыли» учителя Ольга Николаевна Павленко и Наталья Алексеевна Брецкая, организационные и финансовые – директор школы Татьяна Николаевна Цускман и заместитель директора по воспитательной работе Оксана Геннадьевна Комарова. Материалы для стендов, а это ДВП, гвозди, доски, фотобумага, пленка для ламинирования, также выдала директор школы. Сколачивали стенды сотрудники школы. Инициаторы и непосредственные исполнители проекта – дети: Инна Килькова, Стас Лесин, Алина Яковлева из музейного актива, бойцы поискового отряда «Наследники Великой Победы» Женя Сидоренко, Виолетта Кускова, Аня Савина, Варя Шишкина, Маша Бармина, Сева Макаренко, Маргарита Бековец, Ваня Суслов, Марина Зарубина. – Я отвечу вам, почему мы на уровне школы поддерживаем инициативы Сергея Плехова, – сказала мне директор образовательного учреждения Татьяна Цускман. – Во-первых, потому, что это интересно не только ему, но и детям. Во-вторых, потому что он и нас заразил своими идеями. У некоторых людей, я в этом уверена наверняка, и сегодня сохраняется предубеждение, что не надо ворошить память об истории той войны, что нет никакой ценности в земле, что собирают наши ребятишки. Такое мнение у тех, кто не видел глаза ребят, когда они получают в почтовом отделении и открывают очередную посылку из города-героя или города воинской славы. Ведь там не просто горсть земли, это святыня, за которую проливали кровь и наши земляки-кейзесцы. В каждой бандероли – сертификат, подтверждающий, что земля взята с мест боев, экспонаты для музея, историческая и методическая литература, которая бесценна для наших фондов. А ведь наши адресаты могли бы просто отписаться и послать нам небольшой пакетик земли. После этого у нас в школе, причем от мала до велика, всплеск интереса к тому или иному городу. Новые сведения о боях в районе этих городов ищут все, даже мои заместители.Сергей Александрович «горит» этой темой и заражает ребятишек, посещающих внеурочные занятия. Детишки, как муравьи, копошатся с портретами ветеранов: придумывают и утверждают их дизайн, верстают, распечатывают, ламинируют, вырезают, а потом вглядываются в лица знакомых и незнакомых односельчан, воевавших в годы Великой Отечественной войны, читают о них информацию.И еще один аргумент востребованности работы своих воспитанников привела Татьяна Николаевна:- У нас в селе не так много центров притяжения, как в районном центре. Школьный музей – один из них. Сюда приходят даже те выпускники, кто в нынешнем здании школы не учился. Эти люди изучают стенды, тематические альбомы, знакомятся с экспозициями с не меньшим интересом, чем нынешняя детвора. Многие потом приносят новые экспонаты для наших фондов. Поверьте, то, что мы вкладываем в музей, не такие уж и великие затраты, зато отдача от них в воспитательном плане бесценна.Поддержка этого проекта памяти идет и на уровне сельского поселения. Его глава Ирина Храмова поддержала школу в стремлении сделать экспозиции современными и более эстетичными и профинансировала приобретение одного застекленного стенда. А еще она несколько лет подряд предоставляет площадку для поселенческого Бессмертного полка, берет на себя затраты по печати и ламинированию портретов фронтовиков.- Когда есть такие точки соприкосновения с администрацией школы и сельского поселения, общий язык с детьми и жителями Кейзеса и Лебединки, как тут самому не работать, – признался в конце нашей беседы Сергей Плехов.К 1 декабря в фондах музея Кейзесской средней школы уже было 12 образцов земли из городов-героев и городов воинской славы. Из Санкт-Петербурга прислали землю блокадного Ленинграда в солдатской фляжке, из Бреста – в кисете, из Волгограда – в большой гильзе. В эту посылку были вложены книги по патриотическому воспитанию. Из Севастополя пришла малая гильза с землей, из Тулы – заводская коробочка, на которую кейзесские ребятишки наклеили герб города, и она стала узнаваемой. Минск, Наро-Фоминск, Ржев, Керчь и Курск вложили землю в полиэтиленовые пакетики. Земля из Белгорода и Старой Руссы взята из фондов районного музея истории. Кроме того, поисковики из перечисленных выше городов выслали кейзесцам гильзы, пуговицы, ложку, осколок мины, газету и журнал к 70-летию Курской битвы.
Галина СИБИРКИНА, Омская область
Комментарии