Говорят (то ли в шутку, то ли всерьез), что в России два традиционных вопроса – что делать и кто виноват? Быть может, мы действительно задаем их себе и друг другу часто. Но есть еще один вопрос, обращенный исключительно к собственной совести, к собственной личности, и действительно исконно русский, поскольку дошел к нам из глубокой древности. Вопрос протопопа Аввакума: ╚Проповедовать ли мне или молчать?╩ Смириться ли с властью, с которой не согласен, или обличать ее, тем более, если дан талант, слово. И Твардовский нашел ответ, как поступить: ╚Нет, все былые недомолвки /Домолвить ныне долг велит╩. Три года ушли на поэму о культе Сталина, о судьбе поколения и страны, о памяти. Опасность, которая таится в отречении от прошлого, Твардовский осознавал, но как жить с таким прошлым? Как оценить его? У Твардовского нет однозначных ответов. Это у Галича все просто: ╚Оказался наш отец не отцом, а сукою╩. Однозначные оценки примитивны, и фразу приходится приписать примитивному герою – начальнику лагеря. Но у Твардовского хватает таланта на собственный суд, более взвешенный и более взыскательный. Приговора нет. Его должно вынести время: ╚И длится суд десятилетий, и не видать ему конца╩. Спустя тридцать лет, как была поставлена в поэме последняя точка, можно лишь повториться: суд не закончен. Но поэт сделал главный вывод – завет потомкам и самому себе. В последней строфе его слово ╚тяжелеет╩, Твардовский вынужден писать ╚лесенкой╩:
За то и впредь как были – будем –
Какая вдруг ни грянь гроза, –
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии