Люди проворно карабкались вверх по склону хребта Скаженный в поисках террасы, подходящей для возведения жилья. Жилья, которое должно было спасти их от хищников, укрыть от дождей и согреть холодными ночами. Вокруг на многие километры раскинулись горные хребты, кое-где убеленные снегом, внизу грозно бурлила река.
Заповедная страна
Люди научились ездить на машинах. Юго-восточнее хребта на высоте 700 метров над уровнем моря они основали небольшой поселок Гузерипль. В остальном мало что изменилось на Северном Кавказе за 5 тысячелетий. Разве что диких зверей стало меньше, а через горную реку построили широкий мост, за которым на многие сотни километров раскинулся Кавказский биосферный заповедник. Эту местность сегодня называют Горной Адыгеей, страной туризма, велосипедного спорта и рафтинга.
Жарким летом 2005 года по склону хребта Скаженный в поисках террасы, подходящей для возведения жилья, взбирались участники IV Межрегиональной экологической экспедиции школьников. Им уже не надо было прятаться от хищников или возводить очаг, чтобы согреться, недалеко раскинулся палаточный лагерь, где их ждали еда и теплый спальник. Но старшеклассники под руководством учителя истории из Омской области Александра Рахно все равно строят. Это эксперимент по изучению технологии строительства жилищ майкопской археологической культуры.
Чуть ниже по склону другая группа под началом биолога из Новосибирской области Александра Буханистова исследует растительный мир. Для естественников ботанический мир Адыгеи – настоящий клад.
На поляне в тени огромного дерева участники мастер-класса Инны Каракчиевой, эколога из Республики Коми, изучают приборы для измерения климатических показаний. Срочный, электронный, почвенный – это все виды термометров, которые вскоре понадобятся, чтобы узнать температуру земли, воздуха, воды и составить климатологический мониторинг местности.
Внизу у реки прямо на огромном валуне расположилась настоящая химическая лаборатория. Московский учитель химии Владимир Головнер достает из переносного контейнера колбы и реактивы: его группа будет проводить химический анализ минеральных ресурсов.
Белоснежная от бурлящих на камнях потоков река не зря называется Белая. Плавать в ней нельзя – температура воды всего 4 градуса. На небольшом островке учитель физики из Краснодарского края Андрей Семке с подростками исследует скорость течения, температуру воды и глубину реки. Работать непросто, потому что за первый летний месяц физические термины здорово подзабыты, зато интересно наблюдать за Андреем Ивановичем, который по колено в воде замеряет «палкометром» глубину реки.
По обочине дороги от Гузерипля к Майкопу медленно, то и дело нагибаясь к земле, перемещается еще одна группа во главе с учителями химии Верой Малеевой и географии Натальей Банниковой из Новгородской области. Они собирают мусор, чтобы потом его рассортировать и правильно утилизировать. Экспедиция не только естественно-научная, но и экологическая.
Дело добровольное
Подъем в 7 утра. Завтрак. Здесь все почти как в обычных лагерях. Есть и директор-идеолог – Владимир Головнер, и завуч – Анжела Пинюкова, которая следит за расписанием и собирает коллег на педсовет, и заместитель по воспитательной работе – Инна Каракчиева. Почти все. Должности условные, ставок нет. Экспедиция – дело добровольное.
Ежедневно после ужина учителя собираются вместе за огромным валуном обсудить накопившиеся оргвопросы, сочинить хронику для ежедневной экспедиционной газеты «АС-СА» и отметить лучших учеников дня. Над ними на ветру шумно бьются 15 штандартов. (Каждая делегация привезла с собой флаг региона.) А юные исследователи опять превращаются в обычных подростков, для которых самое главное – костер с улетающими в южное небо искрами и песни под гитару. У ребят из Сыктывкара другое хобби, они решают задачи по физике. Определяют, например, по раскату грома расстояние до места, в которое ударила молния. В их республиканском физико-математическом лицее принято проводить свободное время с пользой.
Рабочие группы в экспедиции разновозрастные и перемешаны по регионам. В каждой по 8-10 человек. Педагоги заранее разрабатывают учебные программы таким образом, чтобы они оказались интересны и ученику 8-го класса, и выпускнику. За несколько часов занятий ребята успевают научиться авторской методике исследования и опробовать ее на практике. А учитель, многократно проводя одну и ту же мастерскую, исследует разные объекты.
Горная Адыгея позади, впереди Майкоп, гостеприимная столица республики. Время летит незаметно, и вот уже завтра первыми уезжают новгородцы. А сегодня у всех выпускные экзамены – научно-практическая конференция. В лагере «Дружба» палатки и спальники не нужны. Здесь занятия уже не проходят. Все готовятся к защите. Таблицы, диаграммы, столбцы цифр, гербарии, фото- и видеоматериалы – за каких-то 10 дней 146 человек умудрились собрать уникальные естественно-научные факты, достойные докторских диссертаций.
Борода и борщ.
Что общее?
Вот уже четвертый год «Учительская газета» и Министерство образования и науки РФ помогают клубу «Учитель года» организовывать подобные полевые лагеря: на озере Байкал (2002 год), в Печоро-Илычском биосферном заповеднике Северного Приуралья (Республика Коми, 2003 год), на побережье Азовского моря (2004 год).
А родилась эта идея на конкурсе «Учитель года» в 2000 году, когда группа учителей решила провести выездную школу. Прошло пять лет, и… первыми на полевые работы вышли гуманитарии – историки, литераторы и психологи. Каждому нашлась работа.
Учитель русского языка и литературы Галина Данилова из Ростовской области вела в газете рубрику «Филологический фактор», где публиковались исследования ребят по этимологии слов, которые часто встречались в экспедиции. Оказалось, например, что между бородами Головнера, Семке, Рахно и борщем есть что-то общее. Борода и борщ – однокоренные слова. Борщ – это похлёбка из борщевника, а у растения «борщевник» очень острые листья. Борода тоже колется и со старославянского переводится как «колючая, острая».
Историк из Пскова Наталья Соколова занималась социологическими исследованиями. Почему москвичи и белгородцы никак не могут найти общий язык? Кто такой неформальный лидер? У какого костра дружней поют?
Нашлась работа в экспедиции и для учителя ОБЖ и физкультуры из Майкопа Азамата Удычака. Азамат Казбекович водил группы в двухдневный поход в горы с ночёвкой. «Дорога на Партизанскую поляну была долгой и тяжелой. Ярко палило солнце, хотелось пить, менялось давление, наступало кислородное голодание, – описывала впечатления в газете Галя Кузьмина из Омска. – Но, несмотря на это, участники похода держались стойко». Первой группе не повезло с погодой. Но баня, озеро и потрясающий вид на остроконечные вершины с лихвой окупили все страдания. А москвичи даже специально задержались, чтобы забраться на вершину. Через два часа они вернулись к Головнеру с трофеем – горным хрусталем для московской коллекции минералов.
Больше всего недоумевали местные жители. Роман Завзович, в чьем доме был развернут компьютерный центр, в первые дни говорил, что не верит тому, что в каникулы учителя бесплатно станут всерьез заниматься какими-то исследованиями. В последний день перед отъездом, перечитывая подшивку «АС-СЫ», он громко и от души хохотал, а потом пообещал обязательно подняться на склон, посмотреть на восстановленное жилище.
В прошлом году, когда Ирина Маркина, председатель клуба учителей года Майкопа, привезла в Приазовье коллег посмотреть, что же такое экспедиция, она и не представляла себе, что летом 2005-го у нее не будет отпуска. Договориться о расселении, кормлении, транспорте – традиционно эти вопросы берет на себя принимающая сторона. Адыгейский клуб учителей года и республиканское Министерство по образованию и науке и городской Комитет по образованию сделали все возможное, чтобы слава о кавказском гостеприимстве разошлась по всей России.
Вроде только сошли на перрон в Майкопе, как опять вокзал. Две недели пролетели незаметно. Учителям расставаться тяжело, детям еще сложнее. В чем-то участникам этого года повезло больше, на зимние каникулы Центральный округ Москвы пригласил их в московскую школу № 1259. Ведь интересно преподать свой предмет можно не только в горах, но и в обычном классе – у доски с куском мела в руках.
Комментарии